Главная страница / Практическая теософия / Семь ступеней к совершенству

 

Седьмая ступень - Праджня.

 

Настало время рассмотреть седьмую ступень семеричной лестницы – ПРАДЖНЯ, в которой скрыт "ключ делающий человека богом, бодхисаттвой, сыном дхьяни". Что подразумевается под этой ступенью в книге "Голос безмолвия" не известно, вместо описания стоит пропуск, поэтому о ее сути приходиться догадываться по контексту. 

Седьмая ступень имеет общее название с шестой парамитой в буддизме Махаяны, суть которой сводится к постижению пустотности окружающего мира и своего личного я от самобытия. Постигнув иллюзорность своего бытия буддийский монах становится Бодхисаттвой. Так как эта точка зрения не противоречит тексту из книги "Голос безмолвия", то возьмем именно её за основополагающую.

Философию пустотности (Шуньяты) понять очень не просто, поэтому, чтобы избежать неверного представления многие буддийские учителя говорят о ней вскользь, не вдаваясь в подробности, видимо, по этой же самой причине, в "Голосе безмолвия" вместо описания стоит пропуск.

Не лишним будет так же отметить, что не только буддизм обладает практикой обретения Мудрости Праджни, адвайта-веданта, философско-религиозная школа, основанная Шри Шанкарачарьей, так же подводит к этой ступени, но используя в качестве своей основы Веды, авторитетность которых отрицал Будда Шакьямуни. Что лишний раз доказывает наличие зерна Истины во всех учениях, несмотря на их внешнее различие. Недаром адвайта-веданту называли замаскированным буддизмом, а буддизм реформированной ведантой. Остальные религии не поднимаются выше шестой или даже третьей ступени.

Каждый желающий может без труда посвятить свое время изучению философии двух великих школ адвайты и буддизма, но пусть будет готов к серьезному испытанию, как своих интеллектуальных способностей, так и логики. От рационального мышления придется отказаться, только таким путем можно достичь Праджни или совершенной Мудрости. Учитывая цели и задачи данного раздела, ограничимся лишь цитатой из "Голоса безмолвия", очень хорошо раскрывающей то малое, что достаточно знать человеку, не прошедшему еще ни одной ступени из семеричной лестницы, ведущей к совершенству седьмой ступени.

"Знай, Победитель Грехов, раз прошел седьмой Путь, вся природа проникается радостным трепетом и чувствует, что покорена. Серебристая звезда мерцает про то полуночным цветам; ручей журчит эту весть, струясь по камням; темные волны океана разносят её с громовым шумом по прибрежным скалам; напоенные ароматом ветерки поют её долинам, и величавые сосны таинственно шепчут: "Появился учитель, Владыка Дня".

......

Но захочет ли он воспользоваться дарами того воздаяния, заслуженными благами и славой для своего собственного покоя и блаженства — он, победитель великой Иллюзии?

.....

Знай, что поток сверхчеловеческого знания и Мудрости Дэв, тобою завоеванный, должен через тебя — ставшего проводником алайи — изливаться в иное ложе.

...

Сострадание — не качество. Оно — Закон Законов, вечная Гармония, Я алайи; безбрежная вселенская суть, Свет пребывающей Правды, лад всех вещей, закон вечной любви.

Чем более ты становишься единым с ним, растворишь свое бытие в его Бытии, чем более Душа твоя войдет в единение со всем сущим, тем полнее станешь абсолютным состраданием."

В завершение скажем, что на этом Путь не заканчивается. В буддизме имеется еще одна ступень, ведущая к состоянию Будды, но так как мало людей готовых к обсуждению и пониманию сути этой ступени, то и информации о ней очень и очень мало. О дальнейших ступенях рассуждать бессмысленно, семь ступеней - это то совершенство, на которое может рассчитывать человек в нашем круге. 

 

(автор статьи - Семёнов Анатолий)