Главная страница / Основы теософии

Личность, индивидуальность (Эго), Монада и Божественное «Я».

 

Эти термины часто встречаются в теософической литературе, и, чтобы не возникло путаницы, дадим им определения.

        1. Личность и Индивидуальность (Эго).

Из книг «Ключ к Теософии»:

«Спрашивающий. Но в чём разница между этой "истинной индивидуальностью" и "я", которое все мы сознаём?

Теософ. Прежде, чем я смогу вам ответить, мы должны выяснить, что вы имеете в виду под "я". Мы различаем простой факт самосознания, простое ощущение "я есть я" и более сложную мысль "я — мистер Смит", или "миссис Браун". Если верить в последовательность рождений для одного и того же Я, или в перевоплощение, как верим мы, то это различие оказывается основным стержнем всей идеи. … Последнее и есть то Я, которое мы называем истинной индивидуальностью; и мы говорим, что это Я, или индивидуальность, играет, как актёр, много ролей на сцене жизни. Давайте сравним каждую новую жизнь одного и того же Я на Земле с одним спектаклем на сцене театра. Один раз актер, или "Я", выступает как "Макбет", потом как "Шейлок", в третий раз как "Ромео", в четвертый как "Гамлет" или "Король Лир", и так далее, пока не пройдёт через весь цикл воплощений.».

И еще:

«Личность каждого рождения отличается от личностей предыдущего и последующего рождений. ... Но хотя личности постоянно сменяются, единая линия жизни [индивидуальность], на которую они нанизаны как бусины, бежит непрерывно; это всегда именно та конкретная линия, а не какая-либо другая».

Чаще всего вместо индивидуальности используется термин Эго.

Индивидуальность или Эго образованы комбинацией Атмы-Буддхи и высшего Манаса.

Из книги «Письма Махатм»:

«Шестой и седьмой принцип, отдельно от других, составляют вечную, неуничтожаемую, но также бессознательную "Монаду". Чтоб пробудить к жизни ее спящее сознание, в особенности сознание личной индивидуальности, требуется Монада плюс высочайшие свойства пятого - животной души. Именно это создает личное Эго».

    «[Идея] о том, что человеческое Эго перевоплощается во многие последовательные человеческие тела является правильной.

 

           2. Монада (Духовная Душа).

Все живые существа, будь то человек или животные, растения или минералы, обладают семью принципами, которые развиты в различной степени. (Согласно теософии даже минералы являются живыми существами,  хотя та жизнь, которая в них находится, является недоступной для непосредственного наблюдения с помощью пяти органов чувств или приборов ученых.) Степень развития принципов соответствует степени развития сознания. Так, например, в человеке хорошо развиты четыре принципа: физическое тело, Линга Шарира, Прана и Кама Рупа, Манас развит не полностью, но этого достаточно, чтобы человек обладал интеллектом. У животных развивается Кама-Рупа, Манас находится в зачаточном состоянии. У растений происходит процесс развития пранического принципа или жизни, тогда как минералы овладевают самым низшим принципом состоящим из физической материи.

За развитие сознания отвечает Монада, которая является истинной душой каждого живого существа,  ее еще иначе называют Духовной Душой. Она является источником индивидуального сознания и именно ей предстоит совершенствоваться, проходя через минеральное, растительное и животное царство, чтобы стать разумной в человеческом царстве.

Из книги «Тайная Доктрина» т. 2:

«Монада должна пройти через свои минеральные, растительные и животные формы, прежде чем Свет Логоса [духовный свет] проснется в животном человеке. Потому последний до тех пор не может быть назван «человеком», но должен рассматриваться, как Монада, заключенная в вечно-сменяющихся формах».

Монада образована сочетанием двух принципов: Атма и Буддхи.

Из книги «Тайная Доктрина» т. 1:

«Монада является комбинацией последних двух принципов в человеке, шестого и седьмого; и точно говоря, термин «Человеческая Монада» применим лишь к Двоякой Душе (Атма-Буддхи), но не к ее высшему, духовному, оживляющему принципу Атма, взятому в отдельности. Но раз Духовная Душа, в случае отделения от последнего (Атма), не могла бы существовать, иметь бытие, то она была так названа......»

Монаду иногда называют Странником, так как ее задача, после того как она была выявлена из Божественных сфер в бессознательном состоянии, пройти долгий путь через все царства и вернуться обратно, но уже обладая разумом.

Из книги «Тайная Доктрина» т. 2:

«Термины «минеральная», «растительная» и «животная» Монада употребляются с целью создания поверхностного отличия; нет иной Монады (Джива), иначе как божественной, и следовательно, когда-то она уже была или же в будущем должна стать человеческой. Последний термин останется лишенным смысла, если только это различие не будет хорошо понято. Монада есть капля из запредельного Безбрежного Океана или же, выражаясь правильнее, внутри плана первичной дифференциации. Она божественна в своем высшем аспекте и человеческая в своем низшем состоянии – определительные «высший» и «низший» употребляются здесь из-за недостатка лучших слов – но она всегда остается Монадой при всех условиях или же в любых внешних формах, исключая только состояния в Нирване. …  Монада должна в течение цикла своих воплощений отобразить в себе все основные формы каждого царства. Потому правильно говорят каббалисты, что «человек становится камнем, растением, животным, человеком, духом и, наконец, Богом», завершая, таким образом, свой цикл или кругообращение и возвращаясь к точке, от которой он начал, как Небесный Человек. Но под «Человеком» подразумевается Божественная Монада, а не Мыслящее Существо, еще меньше его физическое тело».

Чтобы сложить приблизительно верное представление о Монаде, необходимо попытаться понять ее метафизическую природу. Находясь на плане лишенном форм, она (Монада) не может быть ограниченной чем-либо, следовательно находится в состоянии Единства с другими Монадами, но все же, каждая из бесчисленного количества является уникальной. Это условно можно сравнить с океаном, который кажется единым и цельными, но на самом деле состоит из отдельных капель. Или же другой пример – солнечный свет, он хоть и кажется однородным, но на самом деле состоит из лучей. Так и Монады, будучи на плане Арупа (не имеющий форм) образуют Монадическое Единство, но в то же время они являются основой для индивидуальности. Это искры из которых состоит пламя.

Из книги «Тайная Доктрина» т. 1:

«Монада каждого живущего существа, если только его моральная низость не порвет связи с нею, и он не оторвется, и не заблудится в «Лунной Тропе» [Колдовство] – по оккультному выражению – есть индивидуальный Дхиан-Коган [высочайшая ступень духовного развития], отличный от других и с присущей ему своего рода духовной Индивидуальностью на протяжении одной специальной Манвантары [период существования нашей Вселенной]. Его Принцип, Дух (Атман), конечно, един с Единым Вселенским Духом (Параматма), но Носитель (Вахана), в котором он заключен, именно, Буддхи является частью и частицею этого Дхиан-Коганического Единства; и в этом заключается тайна вездесущности, которая обсуждалась на предыдущих страницах. «Я и Отец Мой, сущий в Небесах, едины», гласит Христианское Писание и, в данном случае, оно является верным отзвуком эзотерической догмы».

Теософия утверждает, что нет и никогда не было такого процесса в результате которого создавались бы души предназначенные воплощаться в человека или в животного, все подвержено закону эволюции. Огромнейшее количество Монад существовало с предвечных времен, и столько же будет существовать, воплощаясь в различные формы предоставляемые Природой, соответственно их уровню развития.

Из книги «Тайная Доктрина» т. 2:

«Они спрашивают – не ограничено ли число Монад, воплощающихся на Земле? На что им отвечается утвердительно. Ибо, как бы ни было бесчисленно в нашем представлении число воплощающихся Монад, все же, должен существовать предел».

Из книги «Тайная Доктрина» т. 1:

«Что касается до Монад, то мы просим читателя иметь в виду, что Восточная Философия отвергает теологическую догму Запада о вновь созданной душе для каждого новорожденного младенца, ибо эта догма настолько же антифилософична, насколько и невозможна в экономии Природы. В каждой новой Манвантаре должно быть ограниченное число Монад, которые развиваются и становятся все более и более усовершенствованными через ассимиляцию многих последовательных личностей. Это абсолютно необходимо в виду доктрины Перевоплощения и Кармы и постепенного возвращения человеческой Монады к ее источнику – Абсолютному Божеству. Таким образом, хотя множества, более или менее продвинувшихся Монад, почти неисчислимы, все же, число их предельно, как и все в этой Вселенной дифференциации и предельности».

Понятие Монады впервые было введено немецким философом Лейбницем. Теософия заимствовала этот термин, как самый близкий из всех возможных, чтобы описать природу и эволюцию источника индивидуального сознания. Согласно Лейбницу монада является несоставной и неделимой единицей обладающей самосознанием и существующая как в минерале, так и в человеке. Согласно теософии монады условно можно назвать двухсоставными, состоящими из Атма-Буддхи, но, по сути, Монада есть Атма отраженная в Буддхи и поэтому она является Единой по своей природе со своим источником.

Из книги «Тайная Доктрина» т. 1:

«Монады, как их правильно определил Лейбниц, суть вещи несоставные, именно Духовное Естество, оживляющее их в их стадиях дифференциации, говоря точно, и составляет Монаду – не атомическая агрегация, являющаяся только проводником и субстанцией, через которую вибрируют низшие и высшие степени разума» .

Лейбниц представляет себе Монады, как элементарные и неразрушимые единицы, одаренные мощью выдачи и восприятия по отношению к другим единицам и, таким образом, определяющие все духовные и физические феномены. Это он изобрел термин апперцепции, который вместе с ощущением (скорее нежели познаванием) нервов, выражает состояние Монадического сознания на протяжении всего прохождения через все царства до Человека.

Таким образом, может быть, неправильно с точки зрения метафизики, называть Атма-Буддхи Монадою, раз с материальной точки Атма-Буддхи является двойственною и, следовательно, сложною. Но так как Материя есть Дух и vice versa; и раз Вселенная и Божество, одухотворяющее ее, немыслимы отдельно одно от другого; то и в случае Атма-Буддхи происходит то же самое. Буддхи является проводником Атмы, Буддхи находится в том же соотношении с Атмою, как Адам-Кадмон, каббалистический Логос, с Эйн-Софо'м, или Мулапракрити с Парабраманом».

 

      3. Божественное "Я" (Дух).

Божественное «Я» иногда называемое так же «Божественный Дух» или «Боожественной Душой» является седьмым принципом –Атмой.

Из книги «Тайная Доктрина» т. 1.

«Божественное Я, постигаемое посредством Я» – человеческим Я – то есть, Атман или Седьмой Принцип, слитый со Вселенной, который постигается или является предметом постижения через Буддхи, Шестой Принцип или Божественную Душу человека».

 

(автор статьи - Семёнов Анатолий)