Главная страница / Основы теософии

 

 

Четыре тела человека.

Для удобства, и более ясного понимания учения, в Теософии, дополнительно к семи принципам, введено понятие четырех тел человек, из которых для нашего наблюдения доступно только физическое тело

            1. Физическое тело – это самая груба оболочка, одновременно является принципом Рупа или Стхула-Шарира.

            2. Эфирное тело (иногда его называют еще астральным телом) – прообраз физического тела, одновременно является принципом Линга Шарира.

Из статьи «Астральные тела и двойники»: Каждый человек обладает эфирным телом

 «вокруг которой формируется физическое тело утробного плода - будущего человека. Воображение матери или какого-либо рода опасность угрожающая ребенку влияют также и на его астральное [эфирное] тело. До того как наш ум начинает полноценно действовать и до того как пробуждается Атма, астральное и физическое тела уже существуют. Этот момент наступает в семилетнем возрасте, порождая одновременно и ответственность - непременную принадлежность любого существа, наделенного чувствами и сознанием. "Двойник" [эфирное тело] рождается одновременно с человеком и умирает вместе с его физическим телом. На протяжении всей жизни он - принадлежность тела и ни при каких обстоятельствах не может отдалиться от него на большое расстояние и, хотя его продолжительность жизни несколько больше, чем физического тела, оно распадается, pan passu [одновременно, лат] с трупом. При благоприятных атмосферных условиях его иногда можно наблюдать над могилой в виде светящегося очертания человека. В физическом смысле - это прижизненный двойник человека, а после смерти тела - всего лишь газы, испускаемые разлагающимся телом. Но с точки зрения его происхождения и самой сущности он являет собой нечто большее. За этим двойником" закрепилось название Линга-Шарира, хотя я для большего удобства предложила бы называть его протейным' или пластичным телом … потому что оно способно принимать любые формы, как "пастухи-чародеи", которых в народе называют - возможно, не без оснований - "оборотнями", или как "комнатные медиумы", чьи собственные "пластические тела" во время спиритических сеансов исполняют роли Материализованных бабушек и "Джонов Кингов" [Джон Кинг - общее наименование "духов", материализующихся во время спиритических сеансов]. А иначе как объяснить неизменную привычку "милых нашему сердцу ушедших ангелов" появляться именно на расстоянии вытянутой руки от медиума и не дальше, неважно, находится он при этом в состоянии транса или нет. Учтите, я вовсе не отрицаю влияний извне в такого рода феноменах. Но воздействия извне случаются настолько редко, что я берусь утверждать, что материализованная форма - это всегда астральное, или протейное тело медиума.

М.К. Каким образом создается это астральное тело?

Е.П.Б. Оно не создается; оно растет, как я вам говорила, вместе с человеком и в зачаточном  состоянии существует еще до рождения ребенка».

 

            3. Майави-рупа – состоит из двух принципов: Кама-Рупа и Манас (его низшая часть).

Из статьи «Астральные тела и двойники»: Третье тело

 «представляет собой тело "мысли", или, скорее, тело воображения. Оккультистам оно известно как Майави-рупа, или "тело иллюзии". В течение жизни оно является носителем как мысли, так и животных страстей и желаний, вбирая в себя и низший земной манас (рассудок) и Каму (элемент желания). Этот род «двойников» двойственен в своей потенциальности, и после смерти физического тела превращается в то, что на Востоке называют Бхут, или Кама-рупа, но что более известно теософам как «привидение».


       4. Каузальное тело – образовано тремя принципам: Атма, Буддхи и Манас (его высшая часть).

Из статьи «Астральные тела и двойники»: Четвертое тело –

 «это истинное Эго, именуемое на Востоке "каузальным телом", транс-гималайская традиция его всегда называла "кармическим телом", что одно и то же. Поскольку Карма, или действие, является причиной, вызывающей череду бесконечных перерождений или "реинкарнаций" [перевоплощений]. Это не Монада и даже не сам Манас; однако оно неразрывно связано с ними и состоит из Монады и Манаса в Девачане.

М.К. Значит, "двойников" - три? [не считая физического тела]

Е.П.Б. Если вы называете христианскую и другие Троицы "тремя богами", тогда, значит, три. Но в действительности эти три "двойника" представляют собой три аспекта или состояния единого целого: наиболее материальная его часть [эфирное тело] исчезает вместе со смертью физического тела; средняя [майави рупа]  - продолжает самостоятельную, хотя и не вечную, жизнь в стране теней; третья [каузальное тело]   - бессмертна на протяжении всей Манвантары, пока Нирвана не положит конец ее существованию.

 

(автор статьи - Семёнов Анатолий)