Главная » Статьи » Учение Теософии

Как устроен человек

Ученые до сих пор бьются над тайной человеческого разума, но несмотря на некоторый успех, эта загадка по сей день так и осталась нерешенной. Современные приборы позволяют сканировать мозг и, улавливая электрические импульсы в разных его областях, угадывать о чем человек думает: хорошее, плохое, приятное, неприятное. Они могут так же предугадать какое движение хочет совершить человек, на этом принципе основано управление искусственной рукой. Но можно ли сказать, что ученые открыли природу мысли? Хотелось бы ответить да, но на самом деле они даже близко не подошли к раскрытию этого феномена. Электрические импульсы, регистрируемые приборами, это следствие мысли, но никак не сама мысль. Точно так же как по раскатам грома можно судить о наличии молнии, а так же насколько далеко она была и в какой стороне, так и по электрическим импульсам в головном мозге можно судить о породившей их мысли, складывая очень приблизительное представление о ее содержании.

 

Тот факт, что раскрыть природу разума, всесторонне исследуя физический мозг, до сих пор не представляется возможным, показывает, что разум не принадлежит физическому плану. Теософия, так же как и многие другие религии, утверждает, что помимо физического тела человек имеет сложную тонкоматериальную структуру, которую мы не можем наблюдать непосредственно, а делаем о ней вывод исходя из косвенных свидетельств, которыми являются мысли, чувства, сон, интеллект и интуиция. Вся сложность обсуждаемого предмета, упирается в классификацию этой структуры.

 

Казалось бы, здесь нет ничего сложного, перечислить по порядку как мы поступаем с физическим телом: глаза - 2 штуки, пальцев - 5 штук на каждой руке, нос - 1 штука и так далее, но в данном случае это сделать невозможно, потому что в отличие от физического тела, которое мы видим и знаем, речь идет о том, чего мы не видим и не знаем, но лишь предполагаем. Это все равно, что описать обстановку квартиры, находящей за стенкой, из которой постоянно доносятся звуки, но сами мы там никогда не были. В основе классификации устройства человека лежит не столько строго математический счет, сколько удобство для понимания строения человека в совокупности с возможностью практического применения этого знания в жизнь. Как говорили сами Махатмы, выдать в полной мере все знания они не могут, потому что эта информация осталась бы не понятой, поэтому все, что они могут сделать, так это адаптировать имеющееся у них знание под уровень развития современного человечества.

 

Согласно теософии, человек состоит из семи принципов, три из которых высшие, то есть являющиеся по сути внутренним, истинным человеком, а остальные четыре низших принципа являются оболочками для каждой личности из череды перевоплощений. Они

разрушаются после смерти физического тела, через определенное время, в то время как три высших принципа переходят из одной жизни в другую, постоянно изменяясь и совершенствуясь, если человек жил в согласии с законом эволюции. Или наоборот, три высших принципа могут деградировать, если жизнь человека противоречила законам эволюции.

 

Перечисление семи принципов человека, в разных теософских источниках, могут несколько отличаться, но суть везде одна и та же - раскрыть человеку не только источник его ощущений, чувств или мыслей, но так же показать в чем заключается цель эволюции, как ее можно реализовать, а так же какие этапы проходит человек после смерти, на чем они основаны, попутно давая объяснение каким законам подчиняется развитие физического тела. Всю эту картину нельзя объяснить если использовать такую самую простейшую классификацию, которую мы находим в христианстве, утверждающей, что человек состоит из души и тела. Так же это невозможно выполнить если принять во внимание более сложную классификацию неоплатоников, утверждающих, что человек состоит из, грубо говоря, духа, души и тела. Четверичная система тарака раджа йоги носит сугубо практический характер. Пятиричная система веданты уже более способна описать все многообразие человеческой как жизни, так и состояний после смерти, но оставляет некоторые пробелы. И только семеричная система в теософии позволяет полностью описать строение мира и человека. Все вышеперечисленные классификации не противоречат одна другой, а скорее более сложные дополняют более простые. Перечислим вкратце семь принципов о которых говорит теософия:

1- физическое тело;

2- Прана;

3- Астральное тело;

4 - Кама Рупа.

5 - Манас (двойственен по своей природе и подразделяется на низший и высший);

6 - Буддхи;

7 - Атма.

 

В двух словах описать каждый из этих принципов не получится, поэтому предлагаю рассмотреть каждый из них в следующих статьях.

 

"Прежде всего мы обнаруживаем в человеке два различных существа — духовное и физическое: человека мыслящего и человека, регистрирующего столько мыслей первого, сколько он способен усвоить. Таким образом, мы различаем в нём две разные природы: высшее или духовное существо, состоящее из трёх "принципов" (начал), или аспектов, и низшее, или физическую четвёрку, состоящую из четырех — итого их семь."

Е. П. Блаватская "Ключ к теософии "

Категория: Учение Теософии | Добавил: Семенов_Анатолий (11.06.2018)
Просмотров: 17 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar