Главная » Статьи » Практическая Теософия

Пранаяма

Пранаяма дословно переводится как "смерть дыхания", что подразумевает не уничтожение дыхания или жизненного принципа - праны, так как это означало бы смерть и физического тела, а вхождение в особое состояние, когда дыхание становится настолько медленным, что человек, практикующий пранаяму не замечает его или может длительное время пребывать, задержав дыхание. Сейчас модно все дыхательные упражнения называть пранаямой, несмотря на то, что многие из них ничего общего с замедлением дыхания не имеют, поэтому, по-хорошему, заслуживают другого названия.

 

Вообще любые дыхательные упражнения - это довольно опасное занятие, если ими заниматься настойчиво, долго и неправильно. Причем правильность и неправильность зависит не от самих упражнений, они то как раз достаточно просты и сложностей не представляют, а от готовности ума к правильной реакции. Страдает в первую очередь ум, а затем уже физическое тело. Снижение умственных способностей, апатия, лень, раздражительность, усиления влечений и даже медиумизм - это далеко не весь перечень тех неприятных последствий, которые можно "заработать" если начать заниматься дыхательными упражнениями не имея для этого сильный и подготовленный ум. Поэтому часто можно встретить предостережения от подобных практик. Сами по себе они не плохи, но если ум не готов, то они непременно такими станут. Поэтому, если уж хочется попрактиковать пранаяму, то использовать такие упражнения, которые успокаивают ум, делают его умиротворенным и гармоничным, чего можно добиться только медленным дыханием или пранаямой. Все быстрые, шумные, глубокие, смешанные и прочие активные виды дыхательных упражнений, желательно применять для того, чтобы взбодриться, прогнать сон, то есть в течении 1-2 минут, в качестве самостоятельной практики их лучше не практиковать. Именно такие практики и составляют большую часть дыхательных упражнений в хатха-йоге, которая, как известно, далеко не самая высокая форма йоги.

 

Если мы заглянем в буддийские сутры, записанные после смерти Будды со слов его ближайших учеников, то увидим, что в них медитации на дыхании уделяется достаточно много внимания. Но это дыхание последовательное, осознанное, естественное. Необходимо просто считать вдохи и выдохи, не форсируя движение грудной клетки, осознавая каждую секунду делая вдох, что делается вдох, а делая выдох, что делается выдох. Постепенно дыхание будет становиться  медленнее и медленнее, пока ученик не перестает понимать выдох или вдох он делает. Тогда его ум успокаивается как гладь озера в безветренный день, а тело заливает блаженство умиротворения. Упражнение не сложное по описанию, но достаточно сложное для реализации и рекомендуется Буддой для практики монахами во многих сутрах.

 

Еще одно хорошее упражнение по пранаяме написано в книге "Афоризмы Патанджали". Суть его так же проста, необходимо после каждого выдоха задерживать дыхание, но это упражнение мало кто рекомендует, потому, что в отличие от первого вида практики, в нем есть некоторая доля насильственного вмешательства в естественный процесс дыхания.

 

И третий вид пранаямы - это ритмичное дыхание. Вдох и выдох длится одинаковое количество времени. Можно считать произвольно или отсчет вести по тиканию секундной стрелки на часах, в некоторых случаях рекомендуется использовать биение сердца, но этот способ подойдет только для тех, кто уже достиг прогресса в этом упражнении и в достаточной степени успокоив свой ум, способен услышать биение сердца.

 

Вот три проверенных временем упражнения, которые рекомендуется выполнять для успокоения ума и тела. Начинать следует с малой длительности в 5 минут и затем постепенно ее увеличивать.

Категория: Практическая Теософия | Добавил: Семенов_Анатолий (11.06.2018)
Просмотров: 18 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar