Главная » Статьи » Практическая Теософия

Как победить камические импульсы

Камические импульсы одни из самых сильных, заложенных в человеке природой. Победить их очень сложно, поэтому в разных религиях применялись различные методы, позволяющие подчинить кама рупу, пресечь ее импульсы или направить их в нужное русло. Единого совета нет, потому как люди сильно отличаются друг от друга, по складу ума, характеру, наклонностям.

Все имеющиеся методики работы с четвертым принципом семеричного сложного строения человека можно условно разделить на три типа: замещение, преодоление и распознавание. Нельзя сказать, что какой-то тип лучше, а какой-то хуже, какой-то легче, а какой-то сложнее, все зависит от человека. Одним проще идти с опорой и верой в Бога, а другим достаточно веры в собственные силы. Надо сказать, что описываемые ниже практики не способны абсолютно и полностью подчинить каму, но помогут ослабить ее влияние.

К замещению относятся методики, основанные на вытеснении негативных эмоций через развитие позитивных. Это самый распространенный вид практики. Он настолько широк, что каждый человек, к какой бы религии не принадлежал и во что бы не верил, может использовать этот метод. В качестве благих эмоций разными религиями предлагается использовать любовь к Богу или к Учителю, любовь к человечеству или сострадание. Но надо настолько взрастить в себе эти переживания, чтобы в сердце не осталось места для негативных эмоций. Разумеется достичь этого сразу не получится, но если быть настойчивым, то со временем кама рупа утратит способность порождать низшие желания, страсть утихнет, а человек перейдет на новый уровень развития.

 

Кроме вышеперечисленных эмоций, в йоге Патанджали так же предлагается использовать развитие в себе таких качеств как непричинения вреда всем живым существам (ахимса), правдивость, неприсвоение чужого, непринятие даров. Если каждое из них развить до огромных масштабов, то они способны не только в значительной степени подчинить себе кама рупу, но и развить сверхъестественные силы в человеке. Например, в присутствии утвердившегося в непричинении вреда, всякая вражда между людьми и животными будет утихать.

 

Благие эмоции могут носить разнообразный характер, главное, чтобы они ассоциировались с добром. Так еще может быть использована радость или такое качество как даяние. В буддизме даяние известно как самая первая ступень из шести парамит (совершенств), носящая название Дана. Суть ее заключается в том, что человек перестает жить исключительно для себя и начинает включать в круг своего существования остальных людей, живет так же и ради них. Это не означает, что он раздает все свое имущество, но в то же время не копит, а делится. Делиться так же можно радостью, хорошим настроением и знанием. Главное, взять выбранное чувство или качество и развивать его до тех пор, пока оно не начнет доминировать и не вытеснит низшие импульсы.

 

Второй тип упражнений - преодоление - так же широко используется в религиях. Суть его проста, победить камическую природу с помощью силы воли. Просто перестать ее слушаться, не поддаваться ее влиянию и со временем она начнет слабеть, пока не сдастся и не признает в человеке победителя. Например, при возникновении камического импульса, необходимо побороть го, заставить отступить. Разумеется, сразу никто не сможет победить себя, чтобы оказаться способным на такое, необходимо развить огромную силу воли. В Индии есть религия, известная как джайнизм, в которой делается упор на победу над собой с помощью силы воли и тотального контроля за малейшими импульсами камы. В результате человек не только обретает свободу от низших эмоций, но и становится обладателем некоторых  сверъестественных сил. Не зря основатель этой религии, известный под именем Махавира, носил титул "джина", который переводится как "победитель", отсюда и название религии. Для джайнов подобный аскетизм является нормой без которой невозможно продвижение на пути. Они не бичевали себя, не наносили увечий, не стояли с поднятыми вверх руками, пока ноги не задеревенеют или не сжимали кулаки так долго, что ногти начинали прорастать сквозь ладони - это все низшие аскетические практики. Джайны начинали свой аскетизм с умеренности в еде, в том числе практиковали голодание, строжайшее соблюдение обетов, ограничение во сне и т.д. Эта религия не знает полумер, их девиз: "Все или ничего". В результате они достигали такой силы воли, что полностью могли взять под контроль свои камические импульсы, в результате чего становились святыми людьми, наделенными сиддхами. Доказанным фактом является то, что во времена расцвета джайнской религии, они пользовались таким уважением среди индусского населения, что даже брахманы обращались к ним за советом. Сейчас эта религия не так популярна, как раз из-за своего чрезмерного аскетизма.

 

Так как современный человек не может позволить себе не есть неделю или спать не больше четырех часов в сутки, то этот путь ему вряд ли подойдет. Он приведен здесь как пример того, что сила воли поистине творит чудеса. Между камой и волей есть прямая зависимость, чем сильнее воля, тем меньше возможностей у камы проявить себя. Одно растет за счет другого. Чем слабее воля, тем больше человек подвержен своим низшим страстям и желаниям.

Жизнь предоставляет большие возможности для развития силы воли. В качестве практики можно использовать достижение поставленных целей. Например, заняться спортом или укрепить здоровье. Кто-то может в качестве практики использовать труд, причем это не значит работать как лошадь до полного изнеможения, а работать те же 8 часов в день, но с полной самоотдачей и сосредоточением. Можно устраивать себе ретриты по развитию того или иного качества характера, которого как вы считаете очень не хватает. Но этот ретрит должен быть не однодневным, а минимум трехдневным, а лучше пяти или семидневным. В течении выбранного времени необходимо стараться развить в себе это качество, постоянно помня о нем и поддерживая в себе. Вариантов масса, главное поверить в себя. Воля непременно разовьется, а вместе с ней станет меньше возможностей и для проявления камического принципа в нашей жизни.

 

Третий тип - распознавание - основан на том, что человек следит за малейшими проявлениями любых эмоций в своей душе. Как только появилась эмоция, ее необходимо засечь и следить за ней до исчезновения. Суть данного упражнения основывается на том, что, как правило, человек, переживая эмоцию, сосредотачивается не столько на ней самой, сколько на причине ее породившей, и в результате теряет контроль над камой. Например, нас обидели и мы, ощущая обиду, сосредотачиваемся на обидчике, на его словах, на том, кто мог это слышать и т.д. Одним словом, нас больше интересуют внешние факторы, чем внутренние, которые мы переживаем и оцениваем как само собой разумеющееся. Но стоит лишь отвлечь ум от причин эмоции и сосредоточиться на ней самой, как тут же происходит ее распознавание. Она начинает восприниматься не как часть ума, а как нечто отдельное от человека. Причины вообще уходят на второй план и теряют свою власть. Если настойчиво следить за каждым камическим импульсом, можно одержать над ним победу. С каждым разом вспышка страсти будет становиться все слабее, пока не появится способность пресекать эмоцию на стадии, когда она еще даже не успела проявить себя. Минус данного упражнения заключается в том, что он устраняет все эмоции и хорошие и плохие. Это хорошее упражнение, но на завершающем этапе. Его можно использовать против сильных камических импульсов, но в целом, самый лучшим и наиболее безопасным и подходящим для всех способов является первый из описанных.

 

"Воля — уникальное свойство человека нашего нынешнего уровня сознания. Она отличает его от животного, в котором действуют одни лишь инстинктивные желания.

Желание — в самом широком смысле этого понятия — представляет собою творческую силу во Вселенной. И в этом плане оно неотличимо от воли; но нам — людям — желание в этой его форме неизвестно, пока мы остаемся людьми. И потому в нашем мире воля и желание остаются противостоящими друг другу понятиями.

Таким образом, воля есть порождение Божественного, Бог в человеке; а желание — движущая сила животной жизни.

Большинство людей руководствуются в жизни своими желаниями, ошибочно принимая их за волю. Но тот, кто хочет двигаться вперед, должен отделить волю от желания и сделать первую своим руководящим принципом; ибо желание — непрочно и все время изменяется, тогда как волю отличают целенаправленность и постоянство.

И воля и желание являются абсолютными творцами, формирующими как самого человека, так и его окружение. Но воля творит осознанно, в то время как желание — слепо и бессознательно. Следовательно, человек творит себя по образу и подобию своих желаний до тех пор, пока воля не придаст ему Божественный облик, сделав его сыном света.

Перед человеком стоит двоякая задача: пробудить волю и усилить ее методом постоянной практики и самоконтроля, дабы она стала абсолютным властелином над его телом, и параллельно с этим очистить свои желания".

 

Е.П. Блаватская "Воля и желание".

.

Категория: Практическая Теософия | Добавил: Семенов_Анатолий (06.07.2018)
Просмотров: 15 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar