Три волны в Теософии.

Нет ни одной религии, ни одного направления в философии, которое бы после смерти основателя не раскололось на несколько учений, противоречащих друг другу по некоторым пунктам, но объединенных одной идеей. Не избежала подобной участи и Теософия.

Первоначально учение Теософии было выдано Е.П. Блаватской при непосредственном участии Махатм, которые неоднократно повторяли, что всего Знания они выдавать не могут, так как во-первых потому, что выразить его словами просто невозможно, а во-вторых, потому, что слишком большая вероятность того, что это знание может быть использовано во вред теми, кто сможет подобрать ключ к его правильному пониманию. Поэтому они решились выдать только ту его часть, которая необходима и достаточна для примирения основных мировых религий и доказательства их единого Источника, а так же для обращения внимания на духовные ценности взамен материальных.

I волна в Теософии.
К этой волне относятся труды Махатм, Е.П. Блаватской, Г.С Олкотта, У. Джаджа, Т. Субба Роу и их ближайших учеников и соратников. Знание, в их работах, выдано в колоссальном объеме, но не всегда в упорядоченном виде, поэтому разобраться в этом обычному человеку очень сложно, но составить общее представление, что и требуется, вполне возможно.
 
II волна в Теософии.
Начало второй волны наступило через несколько лет после смерти Блаватской, когда президентом теософического общества, сменив Г.С. Олкотта, становится Анни Безант. Это случилось в 1907 году, напомню, что Е.П. Блаватская скончалась в 1891 году.
А. Безант вместе с Ч. Ледбитером, в результате психических исследований, внесли некоторые поправки в учение обнародованное Блаватской и Махатмами. Ч. Ледбитер утверждал, что в результате оккультной подготовки якобы под непосредственным руководством гималайских Учителей, в нем раскрылись способности к ясновидению, которые позволили ему проникнуть в тайны материи практически всех планов. В последствии ясновидением частично овладела и А. Безант, правда, такие яркие способности как у Ч. Ледбитера у нее не обнаружились, но, как она сама утверждала, ей удалось убедится в верности некоторых фактов наблюдаемых Ч. Ледбитером.
Расхождения между Теософией выданной Блаватской и Махатмами и тем, что получилось в результате исследований А. Безант и Ч. Ледбитера, по некоторым пунктам оказались довольно значительные, но в некоторых вопросах они совпадают.
Надо отметить, что учения первой и второй волны в теософии в настоящее время во всем мире имеют самое большой распространение, имея как своих сторонников, так и оппонентов.
 
III волна в Теософии.
Начало третьей волны в Теософии связано с именем А. Бейли и Джуал Кула, последний предпочитал называть себя коротко - Тибетец. Войдя в телепатический контакт с А. Бейли, Тибетец утверждал, что он является учеником Кут Хуми (одного из Учителей Блаватской). Кроме этого он так же говорил, что занимает высокий пост в гималайском Белом Братстве и его задачей является раскрытие Миру Великой Истины. С его слов, посредством телепатического контакта, А. Бейли написала много книг, посвященных выполнению этой задачи, так же она основала «Школу Арканов» для подготовки новой группы мировых служителей.
В работах Бейли имеется в большей степени связь с трудами второй волны теософии, с книгами первой волны расхождение становится еще более значительным.
 
Это далеко не полный перечень различных учений так или иначе связанных с Теософией, но перечисленные, на настоящий момент, являются самыми основными.
 
Чтобы картина была полной, надо отметить еще и Учение Агни-Йоги или как еще его называют Живой Этики, которое позиционирует себя как отдельное учение, но, тем не менее, не отрицает и свою тесную связь с Теософией первой волны.Но, несмотря на это, между Агни-Йогой и Теософией первой волны есть много противоречий, которые не позволяют слить эти учения в одно целое.

Такие течения как Нью Эйдж, Учение Храма, Учения Вознесенных Владык так же можно отнести к волнам теософии, последовавших за учением Е.П. Блаватской, но они настолько оригинальны, что уже становится сложно назвать теософскими, хотя некоторые моменты у них все же сохранились общими.



 

Другие статьи:

"Почему именно Блаватская?" - Статья участника Семёнов Анатолий