Теософия и теософское общество

1. Основание теософского общества.

В качестве основателей теософского общества принято считать трех людей: Е. П. Блаватскую – идейного вдохновителя и ключевую фигуру, обеспечившей прочный фундамент для существования общества, а так же двух ее соратников: Генри Стилл Олкотта – правая рука Е.П. Блаватской и Уильяма К. Джаджа – руководителя американской секции Теософского Общества, сыгравшего важную роль в распространении теософии в Америке.

Первое указание о создании общества Е.П. Блаватская получила от Махатм в июле 1975 г., запись об этом сохранилась в ее альбоме:

"В приказах, полученных из Индии, сказано о необходимости создания философско - религиозного Общества, о выборе его названия, а также о выборе Олкотта. Июль, 1875"

Но первый удобный случай подвернулся лишь 7 сентября этого же года, в Нью-Йорке, когда несколько человек хорошо знавших Е.П. Блаватскую, собрались в ее комнате послушать лекцию некоего м-ра Фельта о «Забытом Каноне Пропорций египтян», тогда впервые и было оглашено намерение создать общество, для изучения восточных религий и исследований скрытых способностей человека. Эта идея, высказанная Г.С. Олкоттом и поддержанная Е.П. Блаватской, была встречена с одобрением. Фактически этот день можно считать действительным днем основания Теософического Общества, но не было выбрано название, ни выработан устав, а так же не распределены обязанности среди членов общества. На это ушло еще несколько дней.

Термин «Теософия» в качестве названия был выбран не случайно. Заимствованный у александрийских неоплатоников он наиболее точно отражал цели и задачи этой организации.

Официально общество начало свое существование 17 ноября 1875 года. Первоначально в него входило около двух десятков человек, но после отъезда Е.П. Блаватской и Г.С. Олкотта в Индию интерес к теософическому обществу в Америке постепенно начал угасать. Были периоды когда У.К Джадж оставался единственным его членом, но ему, в результате кропотливой и упорной работы, не теряя связь с остальными двумя основателями, все же удалось пробудить интерес к теософии и, тем самым, сохранить и развить американское отделение теософского общества, существующее и в настоящее время.

 

2. Суть теософского общества.

Теософское общество

«основано как Филиал Всемирного Братства» и «не является ни чудотворящим или демонстрирующим клубом, ни специально назначенным для изучения феноменализма. Его главной целью является искоренение существующих суеверий и скептицизма, и извлечение из долго запечатанных древних источников доказательства, что человек может формировать свою собственную будущую судьбу и знать наверняка, что он может жить и после, если только желает, и что все "феномены" суть лишь проявления естественного закона, стремиться к пониманию которого есть долг каждого разумного существа».

«Современное движение Теософического Общества было начато на тех же самых принципах», что и «Неоплатоническая школа Аммония [Саккаса]», которая «стремилась, так же как и мы, к примирению всех сект и народов под одною общею верою Золотого Века, стараясь побудить народы, отбросить свои раздоры – по религиозным вопросам, во всяком случае – путем доказывания им, что их различные верования все являются более или менее законными детьми одного общего родителя – Религии Мудрости».

Общество не придерживается «никакой религии, как и философии», но отбирает все «то хорошее, что находит в каждой».

«Члены Теософического Общества вольны исповедовать любую религию или философию, которая им нравится, или никакой, если они это предпочитают, при условии, что они симпатизируют трём его целям и готовы выполнять по меньшей мере одну из них. Общество — филантропическая и научная организация для распространения идеи братства в практическом, а не теоретическом плане. Его члены могут быть христианами или мусульманами, иудеями или парсами, буддистами или брахманистами, спиритуалистами или материалистами — это не имеет значения; но каждый должен быть либо филантропом, либо исследователем арийской и иной древней литературы, или изучать психические явления. Короче говоря, ему следует, по возможности, помогать выполнению хотя бы одной из целей нашей программы. В противном случае у него нет причин присоединяться к нам».

Простое членство в обществе

« не может сделать теософом того, у кого нет чувства божественного лада вещей, или того, кто понимает теософию своим собственным — если можно так выразиться — сектантским и эгоистичным образом. Поговорку "не место красит человека, а человек место" можно, в данном случае, перефразировать так: "теософ тот, кто теософию практикует".

«Люди, вступающие в Общество с единственной целью достигнуть власти и ставящие овладение оккультными науками своей единственной и главной целью, могут с таким же успехом не вступать в него; они обречены на разочарование так же, как и те, которые совершают ошибку, позволяя себе думать, что Общество не есть что-то другое. Как раз потому, что они слишком много проповедуют о "Братьях" [Махатмах] и слишком мало или совсем не проповедуют о Братстве, потому, именно, они терпят неудачу. Сколько раз нам пришлось повторять, что те, кто вступают в Общество с единственной целью войти в контакт с нами [Махатмами], с целью если не приобретения, то, по крайней мере, убеждения в реальности таких [сверхъестественных] сил и нашего объективного существования - те преследуют мираж. … Только тот, у кого в сердце любовь к человечеству, кто способен в совершенстве охватить идею о возрождении братства на практике, только тот имеет право обладать тайными учениями. Только он один никогда не злоупотребит своими силами, так как в этом случае нечего бояться, что он обратит их на себялюбивые цели. … Когда-то было время, когда от моря до моря, от гор и пустынь севера до великих лесов и равнин Цейлона была только одна вера, один боевой клич - спасти человечество от страданий невежества во имя Того, кто первый учил солидарности всех людей [речь идет о Будде]".

«Теперь мы находимся среди борющихся людей, упрямых, невежественных, ищущих познания истины, и все же не способных ее найти, ибо каждый ищет ее только для своей собственной частной пользы и удовлетворения, не уделяя ни одной мысли другим».

Долг истинных последователей учения Теософии —

«поддерживать в человеке жизнь его духовной интуиции. И при этом противостоять и противодействовать предрассудкам в любой форме — религиозной, научной или социальной и, прежде всего, ханжеству, будь то религиозное сектантство или вера в чудеса …. Главное же, что мы должны делать — стараться получать знания обо всех законах природы и распространять их; поощрять изучение тех законов, которые меньше всего понимаются современным людьми, так называемых оккультных наук, основанных на настоящем знании природы, вместо популярных нынче суеверных представлений, основанных на слепой вере и авторитете. Фольклор и народные предания, хотя порой в них и много вымысла, будучи тщательно отфильтрованы, могут привести к открытию давно утраченных, но важных тайн природы. Таким образом, Теософическое Общество стремится проводить эту линию исследования в надежде расширить область научных наблюдений и философии».

«Под тем, что у Общества нет собственных догматов или доктрин, подразумевается лишь то, что нет особых доктрин или верований, обязательных для его членов».

Этика Теософского общества

«достаточно ясная для всех, кто бы захотел ей следовать. Это суть или сливки мировой этики, собранные из учений всех великих реформаторов мира. Потому вы обнаружите в ней идеи Конфуция и Зороастра, Лао-цзы и Бхагавад-гиты, заповеди Гаутамы Будды и Иисуса из Назарета, Гиллеля и его школы, равно как и Пифагора, Сократа, Платона и их школ».

«Но если кто-либо из членов Общества, … предпочтёт сохранять пороки и недостатки своей прежней жизни и даже будет потворствовать им, тогда, конечно, его скорее всего попросят отказаться от членства и удалиться; или же, в случае его отказа, исключат. Для таких случаев у нас имеются самые строгие правила. … Тот, кто хотел бы стать истинным теософом, должен научиться жить, как подобает таковому».

«Теософия — это безбрежный океан всеобщей истины, любви и мудрости, отбрасывающий своё сияние на землю, тогда как Теософическое Общество — лишь видимый пузырёк на поверхности этого отражения. Теософия — это божественная природа, видимая и невидимая, а её Общество — человеческая природа, старающаяся вознестись до своей божественной родительницы. И наконец, теософия — это незыблемое вечное солнце, а её Общество — это мимолетная комета, пытающаяся закрепиться на орбите, чтобы стать планетой, всегда вращающейся в пределах притяжения солнца истины. Оно было образовано, чтобы помочь показать людям, что такая вещь, как теософия, существует, и помочь им приблизиться к ней путем изучения и усвоения её вечных истин».

Теософское общество не является так же политической организацией.

«Оно в самом высоком смысле интернационально, поскольку в числе его членов — мужчины и женщины всех рас, вероисповеданий и образа мыслей, вместе работающие для одной цели — улучшения человечества;» поэтому «как общество оно не принимает абсолютно никакого участия ни в национальной, ни в партийной политике».

 
(Цитаты взяты из книг: "Письма Махатм Синнету", "Ключ к Теософии").
 

Другие статьи с которыми полезно ознакомиться:

"Что такое теософия" Шри Рам.

"Общие принципы"  У.К. Джадж  (Из сборника "Океан теософии")

"Что такое теософия? Кто такие теософы" - автор статьи Семенов Анатолий.

Что такое теософия - автор статьи Семенов Анатолий.

Предназначение Теософии - автор статьи Семенов Анатолий.

 

Вернуться в раздел "Введение в теософию".