Семеричный состав человека.

Первое упоминание о семеричной природе человека встречается в письме Махатмы Кут Хуми. Письмо без установленной даты, поэтому невозможно точно сказать, когда оно было получено, приблизительно его можно датировать 1881 годом.

Табл. 1

ЧЕЛОВЕК
ТИБЕТСКИЕ САНСКРИТСКИЕ РУССКИЕ
1. A-Ku Рупа Тело
2. Zer (жизненный луч) Прана: Дживатма Жизненный принцип
3. Chhu-lung (одно из трёх стремлений) Линг Шарир Астральное Тело
4. Nga-Zhi (сущность Действия) Кама-Рупа Воле-форма
5. Ngi (Физическое Эго)

Линга Деха, Бхут

Животная Душа
6. Lаnа. Sem-Nye (Духовная Душа) Атман Майава-Рупа Духовная Душа
7. Hlun Dhub (Само-сущий) Махатма Дух

 

Позднее, в своей книге «Эзотерический Буддизм» А.П. Синнет, на основании информации полученной от Махатм  и Е.П. Блаватской, дал несколько другую классификацию семеричного состава человека, более простую для понимания и более адаптированную для западного мышления.

1) Тело - Рупа
2) Жизнь - Прана или Джива
3) Астральное тело - Линга шарира
4) Животная душа - Кама Рупа
5) Человеческая душа - Манас
6) Духовная душа - Буддхи
7) Дух - Атма

Пояснения к приведенной выше классификации взяты из книги А.П. Синнета «Эзотерический Буддизм».

    "Эзотерическая наука разделяет человеческое существо на семь отдельных сущностей. …  Высшие сущности, которые входят в космогонию человека, у рядовых людей еще не развиты полностью, но их можно распределить по классам, составляющим совершенного и завершенного че­ловека.  … Совершенно невозможно даже для самого опытного препода­вателя оккультной науки представить каждую сущность отдельно от других подобно тому, как сложное материальное тело можно разделить на составляющие его физические элементы. Элементы физического тела находятся на материальном плане, а элементы других сущностей человека - на самых различных. …

    Итак, первая сущность - это само человеческое тело, являю­щееся с точки зрения химии составом или соединением определен­ных элементов.

    Вторая сущность человека - жизнь, состоит из материи в виде силы, и ее связь с грубой материей такова, что она не может рас­статься ни с какой частью или массой этой последней, не соединяясь немедленно с каким-нибудь другим атомом или молекулой. Когда человеческое тело умирает вследствие ухода высших сущностей, которые превращали его в реально живую единицу, вторая сущ­ность — жизнь, не будучи сама единицей, остается, тем не менее, разлитой по молекулам разлагающегося тела, соединяясь с новыми организмами, которых порождает разложение. Похороните тело - и его «Жизнь» оживит растительность, цветущую над ним, или животные формы, бесконечно малые, питающиеся его материалом. Сожгите тело - и «Джива» нерушимый не менее быстро возвраща­ется на план своего происхождения, вступая в новые соединения, соответственно своему стремлению.

    Третья сущность - астральное тело, или Линга шарира, это эфирный двойник физического тела, его основная модель. Она направляет Дживу в ее деятельности, действии на физические молекулы, заставляя ее строить принимаемые ими формы. Оживленное само высшими сущностями, оно сохраняет свое единство лишь бла­годаря связи с целым. После смерти оно в течение короткого пе­риода может принять другой образ и в особых случаях может быть временно видимо живыми людьми. Тогда его, естественно, принимают за привидение. Некоторые призрачные видения могут иметь другие причины, но если видение происходит из третьей сущности, то это лишь совокупность молекул в особом состоянии, лишенное всякого признака жизни или сознания. Это не более живое сущест­во, чем некоторые облака, просто принявшие форму животного. Вообще, Линга шарира оставляет тело только при смерти и даже в этом случае удаляется от него лишь очень мало. Когда оно видимо, что случается чрезвычайно редко, это бывает лишь в соседстве с трупом. В некоторых частных случаях спиритического медиумиз­ма оно может отделиться от физического тела и быть видимо рядом с ним, но тогда в течение всего опыта медиум находится в истинно смертельной опасности. Если нарушить невольно условия, высво­бодившие Линга шарира, она, может быть, уже не сможет вернуть­ся в свое тело; в скором времени вторая сущность может перестать оживлять физическое тело и наступит смерть.

     Мы видим, что три низших сущности абсолютно принадлежат земле; они тленны, как раздельные сущности, хотя и неразрушимы в отношении их молекул, и совершенно отделяются от человека при его смерти.

     Четвертая сущность есть первая из тех, которые принадлежат к высшему естеству человека. Санскритское название «Кама-рупа» часто переводится как «тело желаний». Можно было бы перевести его как «проводник воли», но название, которое мы приняли, - «животная душа», еще более выразительно.

     Давая новое название четвертой сущности, мы возвращаем на свое место название «животная душа». Это изменение нисколько не ме­шает нам считать четвертую сущность местопребыванием воли и желаний, как указывает санскритское наименование. И одновре­менно Кама-рупа - действительно животная душа, наиболее высо­коразвитая в грубом животном (человеке), способном к гораздо более высокой эволюции путем соединения с пятой сущностью, появляющейся у человека; но это всегда животная душа, от освобо­ждения от которой человек еще далек, местопребывание животных желаний; это могущественная сила человеческого тела, способная как приподнять, так и опустить его.

     Пятая сущность, или человеческая душа, называемая по-санскритски «Манас», в одном из ее аспектов является местопребыванием рассудка и памяти. …[она] еще не развита у боль­шей части человечества. Это утверждение о еще несовершенном развитии высших сущностей очень важно. Нельзя составить себе представление о нынешнем положении человека в природе, если мы сделаем ошибку, приняв его за существо совершенное. Эта ошибка была бы роковой для его справедливых надежд на возмож­ное будущее, и в то же время затруднила бы ему правильную оцен­ку того будущего, которое, согласно эзотерической доктрины, ему в действительности уготовано.

     Так как пятая сущность еще не совсем развита, надо думать, что шестая существует лишь в зачаточном состоянии. Эта мысль различно освещалась в недавних изложениях великой доктрины. Иногда говорилось, что мы не имеем истинно шестой сущности, что мы обладаем лишь ее зачатком. Говорилось также, что шестая сущность не в нас, что она парит над нами, что она - цель, к которой должны быть направлены самые возвышенные стремле­ния нашего естества. Но также говорят: все существа, не только человек, но и животное, растение и минералы, обладают своими семью сущностями и самая возвышенная из всех, седьмая, оживля­ет эту непрерывную нить единой жизни, пронизывающую всю эво­люцию, соединяя в определенной последовательности в полную се­рию почти бесконечное количество своих собственных воплощений. Нам нужно разобраться во всех этих представлениях, синте­зировать их и извлечь главный смысл, чтобы понять доктрину о шестой сущности. Продолжая те же размышления, заставившие нас применить название «животная душа» к четвертой сущности и «человеческая душа» к пятой сущности, мы можем назвать шестую «духовной душой» и, следовательно, седьмую сущность человека — самим «Духом».

      С другой точки зрения, шестая сущность может быть названа проводником седьмой, а четвертая - проводником пятой; но возмо­жен другой способ рассмотрения этого вопроса: считать высшие сущности, начиная с четвертой, проводником того, что в буддий­ской философии называется единой жизнью или духом; согласно этой концепции, единая жизнь - это то, что эволюционирует во время своего пребывания в различных проводниках. У животного единая жизнь сконцентрирована в Кама-рупе. У человека она на­чинает также проникать в пятую сущность. У совершенного чело­века она проникает в шестую, а когда она проникает в седьмую, человек перестает быть человеком; он полностью достиг высшего состояния существования.     Главное преимущество этого последнего взгляда заключается в том, что он ограждает нас от мысли, что четыре высших сущности, собранные воедино, при разделении об­ладают совершенно отдельной самостоятельной индивидуальностью. Взятые в отдельности, животные и духовные души не имеют собст­венной индивидуальности; но с другой стороны, пятая сущность, сохраняя свою индивидуальность, не может отделиться от осталь­ных, тогда как две покинутые остаются бессознательными. Утвер­ждали даже, что высшие сущности также материальны, хотя моле­кулы их столь тонки, что ускользают от наших физических чувств. Итак, они отделимы и можно представить себе шестую сущность, отделившейся от своего низшего соседа. Но в этом состоянии оди­ночества и при нынешнем уровне человеческого развития, при кон­такте с человеческим организмом шестая сущность может лишь вновь воплотиться и сформировать новую пятую сущность; в этом случае пятая, опираясь на четвертую, станет с ней единой и претерпит известное огрубление. Однако эта пятая сущность, не способная существовать самостоятельно, есть человеческая личность; ее есте­ство, соединенное с шестой, есть ее вечная индивидуальность, про­ходящая все ее последовательные жизни.
 …

     Что касается шестой сущности, это Великое Неизвестное, Выс­шая Первопричина, управляющая всем; она одна для индивидуума и для общего, для человечества и для животного царства, для фи­зического или астрального планов существования, для девачанического или нирванического. Ни один человек в частности не облада­ет седьмой сущностью в возвышенном смысле слова; седьмая сущ­ность Космоса витает над нами всеми в одинаково непроницаемой степени».

 

     Позднее Первое семеричная классификация, данная А.П. Синнетом, была несколько изменена, чтобы сделать ее еще более понятной, а так же адаптировать для объяснения фаз происходящих с человеком после смерти и для описания эволюционного развития человека.

Синнетт допустил ошибку назвав три первых принципа – низшими, а остальные четыре – высшими, в дальнейшем эта ошибка была исправлена.

 Из книги Е.П. Блаватской «Ключ к Теософии»:

Табл. 2

Санскритские термины Экзотерическое значение Пояснения
Низшая четвёрка:
Рупа или стхула шарира Физическое тело Проводник для всех прочих "принципов" в течение жизни.
Прана Жизнь, или жизненное начало Необходима только для а, в, г и функций низшего манаса, охватывающих всё то, что ограничено (физическим) мозгом
Линга шарира Астральное тело Двойник, фантомное тело
Кама-рупа Вместилище животных желаний и страстей Это центр животного человека, где пролегает граница, отделяющая смертного человека от бессмертного существа
Высшая нерушимая триада:

Манас, двойственный по своим функциям принцип

Ум, разумность — высший ум человека, чей свет или излучение в течение жизни связывает МОНАДУ  со смертным человеком Будущее состояние и кармический удел человека зависят от того, тяготеет ли манас больше вниз к кама-рупе, вместилищу животных страстей, или выше, к буддхи, Духовному Я. В последнем случае высшее сознание индивидуальных духовных устремлений ума (манаса), просветившегося буддхи, поглощается им и образует то Я, которое отправляется в блаженство дэвачана
Буддхи Духовная душа Проводник чистого вселенского духа
Атма Дух Единый с Абсолютом как его сияние


 

Именно этой классификацией пользовалась Е.П. Блаватская, когда в книге «Тайная Доктрина» том 1 приводила сравнительную таблицу соответствия семеричного подразделения человека в теософии с аналогичными подразделениями Веданты и Тарака Раджа Йоги.

Табл. 3

ЭЗОТЕРИЧЕСКИЙ БУДДИЗМ   (Теософия) ВЕДАНТА ТАРАКА РАДЖА ЙОГА
1. Стхула Шарира Аннамайакоша Стхулопадхи (Основана принципа)
2. Прана (Жизнь) Пранамайакоша
3.Проводник Праны, Астральное тело или Линга Шарира.
4. Кама Рупа Маномайакоша Сукшмопадхи
5.Разум, Манас a) Желания и Чувства и пр.   (Низший Манас)
b) Виджнанам (высший Манас) Виджнанамайакоша
6. Духовная Душа, Буддхи Анандамайакоша Каранопадхи
7. Атма Атма Атма

 Пояснения к табл. 3 из «Тайной Доктрины» том.1:

«Коша означает буквально – «оболочка». Оболочка каждого принципа.

Из вышеприведенной таблицы ясно, что третий принцип буддийской классификации не упомянут отдельно в подразделении Веданты, ибо он лишь проводник Праны. Также четвертый принцип включен в третью Коша (оболочка), ибо тот же принцип является лишь проводником силы воли, которая есть лишь энергия Разума. Следует также отметить, что Виджнанамайакоша рассматривается, как отличная от Маномайакоши, ибо после смерти совершается разделение между низшей частью разума, имеющей больше сродства с четвертым принципом, чем с шестым, и его высшей частью, которая присоединяется к последнему шестому, и в действительности является основою высшей духовной индивидуальности в человеке.

Мы также напомним здесь нашим читателям, что классификация, указанная в последнем столбце, есть наилучшая и наипростейшая для всех практических целей, связанных с Раджа Йогой. Хотя в человеке имеются семь принципов, но существуют лишь три отличных и определенных Упадхи (основ), в каждой из которых его Атма может работать отдельно от остальных. Эти три Упадхи могут быть разъединены Адептом, не убивая себя. Но он не может разъединить все семь принципов друг от друга, не разрушив своего организма».

 


 

Другие статьи с которыми полезно ознакомиться:

"Семеричная природа человека" У.К. Джадж (из сборника "Океан теософии")

"Кама - желание" У.К. Джадж (из сборника "Океан теософии")

"Разум" У.К. Джадж (из сборника "Океан теософии")

Семеричный состав человека. - автор статьи Семёнов Анатолий

 

Вернуться в раздел "Основы учения Теософии".