Семь планов вселенной.

Так как все во вселенной семерично, то и сама вселенная должна быть такой же и поддаваться семеричной классификации. В «Тайной доктрине» т. 1 эта идея полностью подтверждается и приводится следующая диаграмма с указанием на семь планов вселенной, к которой даются небольшие пояснения:

"Три высших плана. Мир Духа (1), Божественный и вне формы.








   .

    Четыре низших плана


ПЛАН I
Мир Прообразов (2)

ПЛАН II

Мир Разума и Творчества

ПЛАН III

Мир Вещественный или Мир Образований

ПЛАН IV

 Мир Физический или Материальный (3).

 

Три верхние плана есть три высшие плана сознания, выдаваемые и объясняемые <…> только Посвященным. Низшие изображают четыре низших плана – самый низший является нашим планом или видимой Вселенной. 

1) Арупа или «Бесформенное»: там, где форма перестает существовать на объективном плане.

2) Слово «Прообраз» не должно быть взято здесь в смысле, даваемом ему платонистами, т. е., в смысле Мира, как он существовал в Уме Божества, но в смысле Мира, созданного, как первый образец для воспроизведения и улучшения его физически следующими за ним Мирами – хотя при этом ухудшаясь в чистоте.

3) Это есть четыре низших плана Космического Сознания, три высших плана еще недоступны человеческому интеллекту в его настоящем развитии. Семь состояний человеческого сознания относятся к совершенно другому вопросу».

 

Вообще в теософической литературе начального периода, вопрос о планах вселенной освещен крайне слабо. Очевидно, ввиду сокровенности данного вопроса, это было сделано нарошно, слишком сложен для понимания неподготовленными умами, незнакомыми или плохо представляющими себе учение о Единстве всего сущего, учение о том как устроена Вселенная.

Три высших плана являются метафизической абстракцией для ума обычного человека. Это область существования вне форм, что является совершенно не мыслимым для конечного разума, ограниченного миром форм.

Человек воспринимает самого себя как личность, только потому, что может определить четкие границы где заканчивается его «я» и начинается область принадлежащая другим индивидам или предметам. Что же можно сказать о мире в котором этих границ нет? Где нет противопоставления на «я» и что-то другое, где нельзя сказать, где я есть, и где меня нет, потому что все беспредельное пространство является полем для проявления «я».  То же самое относится и ко всем остальным «я» других сознаний. Нет границ между ними, нет ничего, что могла бы четко отделить их друг от друга, нет противоположностей, нет различий, нет восприятия, нет противопоставления и нет слияния, следовательно все «я» сливаются в одно Единое «Я», с присущей каждому «я» особой формы индивидуальности.  В этом утверждении нет противоречия, так как, несмотря на то, что достигается состояние Единства, индивидуальное «я» сохраняется как потенциальность, благодаря чему оно вновь может отделиться от Единого, при необходимости.

 Это состояние сознания, недоступное нашему пониманию, упоминается в «Тайной Доктрине» под различными терминами: «Единое Абсолютное Бытие», «Единая Реальность», «Единая форма Бытия» или просто «Единое Бытие» и т.д.

Из «Тайной Доктрины» т. 1

«В Катехизисе Учитель спрашивает ученика:

«Подыми главу твою, о Лану: один или бесчисленные светочи видишь ты сверкающими над собою, на темном полуночном небе?»

«Я чую единое Пламя, о Гурудэва, Я вижу бесчисленное множество неотделенных искр, блистающих в нем.»

«Ты хорошо сказал. Теперь, возри вокруг и в самого себя. Тот Свет, горящий в тебе, чуешь ли ты его хотя немного отличным от света, горящего в твоих братьях-людях?»

«Он ничем не отличается от них, хотя узник пребывает в оковах Кармы и хотя его внешнее одеяние обманывает невежд, заставляя их говорить в заблуждении: «Твоя Душа и Моя Душа.»

Четыре низших плана являются областью проявления форм, и именно здесь происходит эволюция Монад. В материю первых трех планов облекаются монады трех элементальных царств. Четвертый план образован из самой грубой и плотной материи, и является материалом, в который облекаются монады минерального царства. Оно так же служит оболочкой для форм растительного, животного и человеческого царств.

Четвертый план является единственным, доступным для нашего наблюдения. Остальные три плана мы не можем видеть, но о их существовании говорят косвенные свидетельства как: эмоции, мысли, сновидения, проблески интуиции, а так же такие феноменальные явления как привидение, полтергейст и т.д.

В описанной выше семеричной вселенной легко усмотреть тройку и четверку. Триада представляет собой три высших плана, тогда как тетрактисом будут четыре низших. Высшие планы являются областью существования вне форм, тогда как на низших материя приобретает свойства образовывать форму и становится возможной эволюция монад. Они воплощаются в различных царствах, соответственно с уровнем своего развития, делая тем самым материю не просто инертной массой, а «живой» субстанцией, хоть эта жизнь и не видна и не обнаруживаема с помощью наших органов чувств.

Под буквами А, В, С, D, E, А и G обозначены глобусы планетной цепи, о которых пойдет речь в следующей статье.

 

Вернуться в раздел "Основы учения Теософии".