Семь царств. Понятие об элементалах.

Ученые считают, что только три царства в природе являются живыми: растительное, животное и человеческое. Тогда как с точки зрения теософии этих царств семь. Из них мы можем видеть лишь четыре царства, к которым относятся вышеупомянутые растительное, животное, человеческое, и добавляется минеральное, остальные три царства находятся вне восприятия.

К минеральному царству относится земля, вода, воздух и прочие предметы, состоящие из атомов. Ученые считают, что эта материя лишена жизни, но согласно теософии, во всей Вселенной нет даже частицы атома, которая не была бы проникнута Жизнью. То, что современные приборы не могут зафиксировать ее, не означает, что ее там нет, так как сам факт наличия жизни является загадкой для науки.

Три царства, недоступные для наблюдения, называются элементальными.

Из писем Махатм:

«Ниже человека существуют три царства в объективной и три в субъективной области, с человеком семь. Двух из трех первых никто, кроме посвященного, не может себе представить; третье есть Внутреннее Царство ниже коры Земли, которое мы могли бы назвать, но были бы в затруднении описать».

Три царства ниже человека в объективной сфере есть минеральное, растительное и животное. Три царства в субъективной сфере  есть вышеупомянутые элементальные царства, отличаемые друг от друга тонкостью материи, в которой они проявляются.  Первое элементальное царство облекается в материю очень тонкого качества, второе -  в материю погрубее, тогда как третье элементальное царство, названное «Внутренним Царством ниже коры Земли» облекается в материю еще более плотную, но все же, даже эта материя, слишком тонка и невесома, чтобы могла быть обнаружима нашими органами чувств.

В первом элементальном царстве воплощаются самые «ранние» монады, которые только вступили в круг материальной эволюции. После того как они получат необходимый опыт, то перейдут во второе элементальное царство и так далее, вплоть до человеческого.

Исходя из всего вышесказанного, семь царств могут быть условно разделены на три степени. К первой относятся три элементальных царства.  Монады, в своем эволюционном цикле проходят их последовательно, начиная с первого, погружаясь во все более грубую материю, пока не достигнет кульминации в минеральном царстве, что знаменует окончание первого эволюционного цикла, целью которого было обретение первого принципа – физического тела. Во втором цикле, монады находящиеся в минеральном царстве, развивают этот принцип и становятся способными к тому, чтобы перейти в третий цикл, в котором буду развиваться высшие принципы, находящиеся до этого момента в латентном состоянии.  В растительном царстве развивается второй принцип – прана или жизнь, а так же линга шарира (эфирное тело) как проводник праны. В животном царстве происходит развитее кама рупы, в человеческом царстве происходит развитие манаса, человек обретает разум. С того момента как человек становится разумным на него начинает распространятся закон кармы. Таким образом, минеральное царство является своего рода поворотным пунктом между нисходящей эволюцией, (называемой иногда инволюцией), в которой происходило погружение монад в грубую материю, и восходящей эволюцией, где предстоит в совершенстве развить все свои высшие принципы.

Из «Тайной Доктрины» том. 1

«Теперь мы должны процитировать из другой статьи, «Минеральная Монада» в «Пяти Годах Теософии»:

«Существуют семь царств. Первая группа включает три степени элементалов или нарождающихся центров сил – от первой стадии дифференциации (от) Мулапракрити (или, вернее, Прадханы, Предвечной Единородной Материи) до ее третьей степени – т. е., от полной бессознательности до полу-ощущаемости; вторая или высшая группа охватывает царства от растительного до человека; минеральное царство, таким образом, образует поворотный пункт в стадиях «Монадического Естества», рассматриваемого как эволюционирующая энергия. Три стадии (суб-физические) в элементалах; минеральное царство; три стадии объективно физические – являются (первыми или предварительными) семью звеньями эволюционной цепи».

 «Предварительные», потому что они подготовительные и, хотя принадлежат в действительности к естественной эволюции, было бы правильнее описать их как суб-естественную эволюцию.»

 

 

 

Предварительная или суб-естественная эволюция названа так потому, что до того момента пока монада не обретет разум, она не является полностью ответственной за свои поступки, на нее не распространяется закон кармы и, следовательно, у нее нет возможности ни ускорить, ни замедлить свой эволюционный прогресс. Развитие носит спонтанный характер, обусловленный окружающими условиями и эволюционным законом. С того момента как монада становится разумной (а это возможно только в человеческом царстве), ситуация в корне меняется и эволюция из суб-естественной стадии переходит в естественную, зависящую от сознательных действий и стремлений. С этого момента начинает действовать закон кармы.

Из «Писем Махатм»

«Нет, и не может быть никакой ответственности до тех пор, пока материя и дух неуравновешен. До человека "жизнь" не обладает ответственностью  в какой бы то ни было форме, как и утробный плод, который во чреве матери проходит через все формы жизни, как минерал, растение, животное, чтоб наконец стать Человеком».

 

Думаю, нет смысла объяснять насколько важны минеральное, растительное, животное и человеческое царства  для жизни на планете. Всем и так ясно, стоит только устранить что-то одно из этой цепи, как жизнь исчезнет. Невозможно представить жизнь на земле без растительного или животного царства и тем более без минерального. Но вот то, насколько важны элементальные царства?

Не вдаваясь глубоко в их суть, можно сказать, что во-первых они являются основой для существования тонких принципов человека. Точно так же как минеральное царство является материалом, из которого состоит физическое тело, три элементальных царства являются элементом образующим некоторые принципы в человеке и в других живых существах принадлежащих минеральному, растительному и животному царству, у которых так же есть принципы, находящиеся в латентном, или в развивающемся состоянии.

Кроме этого, способность мыслить и ощущать эмоции также происходит благодаря элементалам.  И если мысли легко представить как некие сущности (а это именно так и есть), то ощущения являются своего рода особым состоянием элементалов  из которых состоят принципы. Это состояние вызывается сознанием, порождающим мысль, и в ответ получает от него импульс, который мы называем ощущением или эмоцией.

Из «Тайной Доктрины», том. 1.

«Непосредственная причина, вызывающая ощущение <…>и есть сверхчувственное состояние материи в движении, Сила-Природы или Элементал. Но позади этого – подобно тому, как собственник повозки направляет возничего изнутри – стоит высшая, нуменальная причина, Разум, из сущности которого исходят эти Состояния «Матери», порождающие бесчисленные миллиарды элементалов или Психических Духов Природы, подобно тому, как каждая капля воды рождает свои бесконечно малые инфузории».

Человек, когда видит, что-то приятное или неприятное, непроизвольно подает соответствующий сигнал тем элементалам, который образуют четыре его низших принципа, включая физическое тело, те, в ответ, начинают передавать сознанию ответную реакцию, так возникают ощущения. Если, например, сосредоточится на любой точке тела, то через некоторое время там можно будет ощутить тепло или холод,  может быть покалывание. Что касается воздействия на элементалов образующих манас или кама-рупу, то над ними у обычного человека, контроля не намного больше, чем над биением собственного сердца, механизм взаимодействия срабатывает автоматически и человек ощущает эмоциональное переживание.

Каждая мысль, каждое ощущение или эмоция рождается благодаря элементалам и состоит из них, сознание лишь регистрирует получаемые импульсы и соответственно переживает то или иное состояние, получает впечатление, думает и т.д.

В каждом царстве существуют подклассы, которых называют элементами или стихиями. Например,  минеральное царство состоит из четырех элементов: земля, вода, воздух и огонь. Пятый элемент – Эфир еще не проявлен, но упоминается довольно часто. Каждый из этих подклассов, находясь в составе линга шариры, кама-рупы и манаса, наделяет ее определенными свойствами проявляющимися как чертамы характера, интеллект, наклонности, темперамент и т.д. Какой из элементов присутствует в большем количестве, тем ярче  они выражены.

Элементалы, находящиеся вне принципов человека, так же подразделяются на четыре класса, и являются своеобразными центрами сил, существуют для определенных задач и с определенной целью, о которых нет смысла сейчас останавливаться. Основная суть заключается в том, что как тело меняет свои атомы каждые семь лет, точно также, через определенный промежуток времени, происходит замена элементалов входящих в состав принципов. Строительный материал для восстановления утраченных элементальных частиц происходит за счет элементалов находящихся в окружении и притягивающихся согласно закону соответствия. Чем чаще человек находится в негативном или позитивном состоянии, тем больше соответствующих элементалов он привлечет к себе, отсюда и его принципы будут образованы преимущественно из элементалов этого типа. Так изменяются характер, наклонности и способности человека.

Из «Тайной Доктрины», том. 1.

«… человек состоит из всех Великих Элементов – Огня, Воздуха, Воды, Земли и Эфира – Элементалы, соответственно принадлежащие этим Элементам, чувствуют притяжение к человеку в силу своей со-сущности с ним. Элемент, преобладающий в каком-либо определенном организме, будет главенствующим Элементом на протяжении всей жизни. Например, если человек имеет преобладание земного гномического элемента, то гномы поведут его к собиранию металлов – к деньгам и богатству и т. д».

Из статьи «Взгляды каббалистов на духов»

«Неразумные "элементалы" бессознательно притягиваются друг к другу и, в порядке, определенным природой, как составные части большего астрального тела или души, определяют темперамент».

Гномы, ундины, саламандры и сильфы – наименования элементальных сил в Каббале. Их нередко заимствуют в книгах по теософии, чтобы показать тот или иной класс элементальных существ. Поэтому так важно стараться поддерживать в себе позитивное настроение и воздерживаться от негативных эмоций и мыслей.

Человек не является безвольной игрушкой элементалов, он может ими управлять, пресекать их влияние с помощью воли и тем самым изменять свои принципы, насыщая их элементальными частицами более высокого качества.

 Надо добавить, что на элементальных планах человек не является пассивным свидетелем, он принимает довольно активное участие, оказывая соответствующее влияние на тонкий мир. Каждая мысль человека, каждая его эмоция или ощущение – это своеобразный элементал устремленный вовне. Человек каждый день заселяет мир сотнями элементальных существ, оказывающих впоследствии влияние, как на самого создателя, так и на окружающих людей.

Но неправильным будет понимать этих сущностей как обладающих сознанием. О них в теософии говорится как о полуразумных, так как они действительно иногда могут проявлять признаки разума, но этот разум, на самом деле, есть лишь импульс полученный ими от сознания, который руководит их поступками. Сами же они не обладают интеллектом.

 Элементальная сущность, рожденная умом человека размышляющего о духовном будет разительно отличаться от элементальной сущности рожденной умом человека замышляющего злодеяние. И последующие действия этих элементалов будут соответствующими.

Из «Писем Махатм»

«…каждая мысль человека при выявлении переходит во внутренний мир и становится активной сущностью путем присоединения, мы могли бы назвать это срастанием, к элементалу  - то есть к одной из полуразумных сил в царствах. Она продолжает существовать, как активная сущность - порожденное умом существо - больший или меньший период, пропорционально начальной интенсивности мозговой деятельности, породившей ее. Так, добрая мысль остается как активная, благотворная сила, злобная мысль - как злобный демон. И таким образом человек постоянно заселяет свой поток в пространстве миром своего же порождения, наполненным порождениями его увлечений, желаний, импульсов и страстей; поток, который реагирует на любую чувствительную или нервную структуру, соприкасающуюся с ним, пропорционально его динамической интенсивности».

Это является еще одной причиной, почему надо воздерживаться от низких и порочных мыслей, желаний и страстей. Так же следует воздерживаться от того, чтобы плохо о ком-то думать, так как создавшаяся связь между тем, кто думает и тем, о ком думают, окажет двустороннее негативное воздействие. Сам думающий будет притягивать к себе элементалов соответствующего типа, а так же окажет воздействие на того человека о ком думает. С другой стороны, если хорошо о ком-то мыслит, то это так же принесет двойную пользу, такие мысли окажут положительное влияние на самого размышляющего, объект его размышлений и на всех окружающих людей.

 

 

Вернуться в раздел "Основы учения Теософии".