Главная страница / Практическая теософия / Семь ступеней к совершенству

 

Первая ступень - ДАНА.

 

В предыдущей статье "Семь ступеней к совершенству" было дано общее представление о семи ступенях ведущих к совершенству. В этом выпуске дадим поверхностный обзор первой ступени, именуемой ДАНА.

Вот что о ней говорится в "Голосе Безмолвия":

"Ведь прежде чем ты станешь достоин встретить Учителя своего лицом к лицу, свет к свету — что было тебе сказано?

 Прежде чем ты сможешь приблизиться к первым вратам, ты должен научиться отделять тело от ума, рассеивать тень и жить в вечном. Для этого ты должен дышать и жить во всём, как всё воспринимаемое тобой дышит в тебе; чувствовать, что пребываешь во всех вещах, а все вещи — в Я".

Что же здесь означает выражение "встретить Учителя своего лицом к лицу"? Первое, что приходит на ум так это буквальная встреча с Учителем, но если рассмотреть это выражение с позиции "Тайной Доктрины", то смысл его станет совершенно иным.

Как уже говорилось в предыдущих статьях, каждый человек имеет своего Руководителя в высших сферах, чья эволюция в человеческом царстве завершилась эоны тому назад. Он есть та путеводная звезда, которая ведет к совершенству осененную ею Монаду на протяжении Манвантары. И именно с ней и предстоит встретиться "лицом к лицу" ученику на завершающем этапе своего Пути.

Этот руководитель является одним из бесчисленного числа Дхиан-Чоханов или же, по-другому Дхиани-Будд. Множество имен можно встретить в "Тайной Доктрине", но суть везде одна и та же - коллективно это Логос - Зодчий и одновременно строитель Вселенной. Луч, указующий путь к Совершенству в рамках свободной воли.

Как сказано в  "Тайной Доктрине", в комментариях к станце 8, шлоке 7:

"Искра вновь станет Пламенем, когда Человек погрузится в своего Дхиан-Чохана, и станет «Мною и другими, собою и Мною» ... Другими словами, все будет «погружено в Брамана» или в Божественное Единство".

"Тайная Доктрина"в некоторой степени приоткрывает идею Единства всего сущего. И то насколько эта идея будет усвоена зависит от умения человека интуитивно проникнуть в эту Тайну. Несмотря на то, что в этой книге не используется термин Учитель, в ней можно встретить другие выражения, например Авгоейд или же "Отчая Душа" и т.д.

Если отбросить в сторону идею Единства и принять мысль об Учителе буквально, то это неизбежно приведет к его антропоморфизации, к неверному представлению в виде некоей личности, занимающей определенное место в Иерархической лестнице, наделенной мудростью и прочими сверхчеловеческими способностями. Тогда как теософия утверждает, что сознание того, кто осознал свое высшее "Я", не имеет в себе более ничего от нашего малого, эгоистичного "я". И тот, кто хочет познать своего Учителя, что называется "лицом к лицу", должен пожертвовать своим малым личным "я", ради великого безличного высшего "Я". Этого невозможно будет достичь, если продолжать цепляться за антропоморфизм и не открыться для интуитивного восприятия. Первая ступень - ДАНА призвана частично разрушить эту иллюзию.

В ней даны три совета: во-первых, необходимо разрушить ложное отождествление себя со своим  физическим телом; во-вторых осознать вечность своего высшего "Я", а соответственно и бесконечность, потому как вечным может быть только то, что не имеет границ. И третий совет вытекает из первых двух - так как высшее "Я" человека вечно и бесконечно, следовательно нет ничего, что могло бы находиться вне его. Оно пребывает везде. Во всей Вселенной нет и малейшей части пространства, где бы Дух не пребывал. Человек лишь в силу иллюзии воспринимает себя как личность, ограниченную физическим телом и не осознает свою бесконечность.

Источник этой иллюзии заключается в непрестанном потоке ощущений, как от физического тела, так и от других, более тонких тел, которые настолько привлекают к себе сознание, что все остальное остается попросту незамеченным. Аналогично тому, как человек находясь в комнате с громкими звуками не уловит звучание тихой музыки, так и различные ощущения вместе с потоком мыслей, заглушают в человеке безмолвные звуки его истинной природы, его высшего "Я". Таким образом, бесконечное перестает замечать свою бесконечность и считает себя конечным и ограниченным.

Как написала Елена Блаватская в своей статье "Оккультизм против оккультных искусств":

"Только когда страсти будут совершенно истреблены, когда они будут сломлены и уничтожены непреклонной волей, когда не только все желания и вожделения плоти будут преодолены, но и ощущение своего личного, низшего «я» будет полностью подавлено и влияние «астрала» будет сведено к нулю — только тогда сможет установиться Единство с высшим Я. Только когда «астрал» будет являть собой все еще живую, но уже ничего не желающую низшую личность, побежденную человеком, тогда сияющий Авгоэйд, божественное Я, сможет вибрировать осознанно и в полной гармонии с обоими полюсами человеческого существа — и в очистившемся, наконец-то, материальном человеке, и в вечно чистой духовной душе — и сможет, наконец, предстать перед своим Всеведущим Я, Христом гностиков-мистов, соединиться, слиться и полностью раствориться в Нем".

 В книге "Голос Безмолвия" выделяется два учения: "Учение Ока" и "Учение Сердца".

"Учение Ока" говорит о том, что в жизни необходимо стремиться к тому, что приносит удовольствие и комфорт. Оно так же порождает иллюзию обособленности нашего "я", и его ограниченность физическим телом. В силу этих заблуждений мы говорим: "я устал" или "я хочу есть", мы не говорим: "это тело нуждается в пище" или же "это тело нуждается в отдыхе". Мы стремится к удовольствиям источником которых является окружающий мир, а не собственная Душа. И пытаемся избежать страданий ища защиты в окружающем мире, в не внутри своей собственной Природы - единственной цитадели, которую ничто не может разрушить .

"Учение Сердца" выходит за пределы иллюзорного представления о себе как об обособленной индивидуальности, оно разрушает иллюзию отождествления себя со своим телом, а так же указывает Путь к совершенству. Удовольствия, которые раньше казались смыслом жизни, становятся препятствием. А то, что раньше казалось неважным и скучным, наполняют жизнь такими красками, о которых можно только мечтать. Осознав временность своей низшей природы ученик ищет спасения в вечном и бесконечном высшем истинном "Я".

Когда же в уме ученика, утвердившегося на первой ступени семеричной лестницы, сложится вполне ясное и четкое представление относительно бесконечности и вечности своей истинной природы то он начнет, говоря словами из "Голоса Безмолвия": "дышать и жить во всем", ощущать свое пребывание во всех вещах, а все вещи в высшем "Я". Его представления о смысле жизни и о ценностях изменятся коренным образом. "Учение Ока" больше не будет иметь своей власти, его ум станет открыт для "Учения Сердца". Ученик станет готов к вступлению на Путь.

Вот что сказано по этому поводу в книге "Голос Безмолвия":

" Говорит ученик:

 О Учитель, что же делать мне, дабы достичь мудрости? О Мудрый, что нужно для совершенства?

 Разыскивай Пути. Но будь чист сердцем, лану, прежде чем начнёшь странствие. Прежде, чем сделаешь первый шаг, научись отличать истинное от ложного, преходящее от вечного. В первую же очередь научись отделять умственное знание от Мудрости Души — "Учение Ока" от "Учения Сердца".
<...>

"Дхарма Ока есть воплощение внешнего и преходящего.

Дхарма Сердца есть воплощение бодхи, Постоянного и Вечного".

Или же в другом месте, есть такие слова:

"Избегай невежества, а равно и иллюзий. Отверни своё лицо от мирских обольщений; не доверяй своим чувствам, ибо они обманчивы. Но внутри тела — ковчега своих ощущений — ищи в Безличном вечного человека а найдя его, взгляни внутрь — ты Будда".

После того как человеком осознана вечность и всепроникающая бесконечность высшей природы, наступает черед осознания единства со всеми живыми существами. Как не могут существовать две отличные друг от друга бесконечности, так же не может бесконечная природа высшего "Я" одного человека, быть совершенно изолированной от такого же бесконечного и вечного высшего "Я" другого человека. Оба они слиты в одно Единое Мировое "Я" именуемое Алайа - Мировая Душа. Достигнув этого уровня, индивидуальное "я" растворяется в коллективном, Едином "Я". Осознание этого факта позволит развить братские чувства ко всему человечеству. Тот кто достиг этого состояния, можно сказать, воплотил в жизнь первую и самую основную цель теософского общества. Он стал Братом всему человечеству, вне зависимости от пола, расы или вероисповедания. Он знает, что нет ни одной живой души, которая бы была отделена от него. Нет ни одной капли радости или страдания, которая бы не была частью его. Лишь в силу иллюзии мы этого не осознаем.

Алайа - Мировая Душа, являясь коллективной совокупностью высших "Я" всех живых существ не может быть подвергнута дифференциации с позиции нашего представления о личности. Мировая Душа одна и в то же время она является воплощением множества. Руководитель одного человека будет ничем не отличим от руководителя другого человека. В нашем представлении - это одно Единое целое. Поэтому и говорится о Едином Учителе, подразумевая под этим Единого во Множестве. Те же Учителя, которых доведется встретить ученику на физическом плане и выбрать их в качестве своего земного руководителя, ведут к осознанию именно этого Единого Учителя, как бы его ни называли: Богом, Христом, Кришной, Брамой, Шивой и т.д.

Следующая цитата из "Голоса Безмолвия" подтверждает эти слова:

  "Ты не должен отделять свое бытие от Бытия и прочего, но слить Океан с каплей, а каплю — с Океаном. 

Так достигнешь ты и полного созвучия со всем живущим, и такой любви к людям, как если бы они были твоими братьями, учениками единого Учителя, сынами одной нежной матери".

 Наставников много; Учитель лишь один — алайа, мировая Душа. Живи в этом Учителе, как его луч живет в тебе. Живи в ближних твоих, как они живут в нем.

 Конечно же, образ Единого Учителя, у того кто пройдет первую ступень, будет еще очень далек от Истинного, но все же он будет намного ближе к реальности, чем антропоморфическое представление, ограниченное и униженное до человекоподобного уровня. Только на седьмой ступени, когда будет  осознана истинная природа высшего "Я", иллюзия разъединения исчезнет. Тогда станет ясно, что нет и не было никогда необходимости искать Бога, Логоса или Учителя где-то вовне. Иерархии не отделены от человека, так же как и человек един с ними и познать это является задачей огромной важности. Только когда человек пройдет седьмую ступень, он станет лицом к лицу со своим Дхиан-Чоханом, и постигнет, что значит быть самим собой и в то же время всем Бытием.

 

(автор статьи - Семёнов Анатолий)