Главная страница / Основы теософии / Единство всего Сущего

 

III. Изучение Пролога "Тайной Доктрины" Е.П.Блаватской: ЛОГОС

 

В предыдущей статье, посвященной Божественной Мысли, было вскользь упомянуто о строителях, воссоздающих облик Вселенной, солнечной системы или какой-либо планеты, в строгом соответствии с планом, хранящимся в Божественной Мысли. В этой статье поговорим о них более подробно. 

В разных религиях эти строители имеют множество имен. В "Тайной Доктрине" при их упоминании используется термин Логос или Логосы.

Этот термин впервые был введен в употребление греческими философами и переводится как "слово" или "мысль". Теософский словарь дает ему такое определение:

"Проявленное божество у каждой нации и народа; внешнее выражение или следствие вечно сокрытой причины. Так, речь есть Логос мысли, поэтому и переводится соответствующим образом как "Глагол" и "Слово", в ее метафизическом смысле."

Из этого определения можно сделать вывод, что Логос - это не собственное имя некоего Божества, это очередной символ, означающий проявленное следствие сокрытой причины. Речь названа Логосом, потому что мысль, сокрытая от нашего наблюдения, является причиной возникновения речи.

Еще одно замечательное определение дано во втором томе "Тайной Доктрины" в комментариях к станце 1, шлока 1:

"Эзотерический смысл слова Логос – Речь или Слово, Verbum – есть передача сокрытой мысли в объективном выражении, как в фотографии. Логос есть зеркало, отображающее БОЖЕСТВЕННЫЙ РАЗУМ."

Изображение на фотопленке не видно до тех пор, пока она не будет подвергнута особому воздействию химических веществ, способных проявить и сделать доступной для человеческого глаза, запечатленную на ней картину. Изображение существовало и до этого, но, говоря эзотерическим языком, оно было сокрыто. Этот пример ясно показывает, что объективное выражение сокрытой Мысли и есть Логос. Его причина сокрыта в Непознаваемом Источнике из которого он выявился. Божественная Мысль отражается в Логосе, в соответствии с которой он воссоздает облик Вселенной.

Так как спектр возлагаемых  задач на строителей довольно широк, то и справедливо будет предположить, что этот термин должен быть каким-то образом классифицирован. И это действительно так. Например, в первом томе "Тайной Доктрины" в "Прологе" дана следующая классификация:


1)"Первый Логос: Безличный, и в философии – Логос Непроявленный, предтеча Проявленного. Это есть «Первопричина», «Бессознательное» европейских пантеистов.

2) Второй Логос: Дух-Материя, Жизнь; «Всемирный Дух», Пуруша и Пракрити.

3) Третий Логос: Космическая Мысле-основа, Махат или Разум, Космическая Всемирная Душа; Космический Нумен Материи, основа разумных проявлений Природы и в Природе, также называемый Маха-Буддхи".

Данную классификацию можно соотнести с тремя уже знакомыми нам символами: точка в круге, диаметр в круге и крест в круге. В данном случае точка в круге будет символизировать первопричину - первого Логоса. В описании второго Логоса прослеживается четкая дуальность: Дух-Материя, Пуруша и Пракрити - символически это диаметр в круге. Третий Логос описан как имеющий самое непосредственное отношение к Разуму, являющийся творческим аспектом Природы - это крест в круге.

Как уже не раз было сказано, вышеупомянутые символы могут быть так же отнесены как к возрождению Вселенной, так и нашей маленькой планеты, отсюда становится очевидным, что подобной классификацией необходимо пользоваться очень осторожно, чтобы не впасть в заблуждение относительно истинной природы Логоса. Будучи строителями, на плечах которых лежит ответственность по воссозданию облика Вселенной, солнечной системы или планеты, они так же отвечают и за возникновение жизни на последней, появлению на ней человечества и контроль за его духовной эволюцией. Невозможно такую грандиозную задачу свести лишь к трем типам Логосов, гораздо правильнее будет предположение, что каждая из этих задач имеет свое троичное подразделение. В частности об отношении Логосов к эволюции человека, в первом томе "Тайной Доктрины" в главе под названием "Добавочные факты и объяснения, касающиеся сфер-миров и монад" читаем следующее:

"... в Природе существует троичная эволюционная схема.... или, скорее, три отдельные схемы эволюции, которые в нашей системе сочетались и переплелись во всем до полной невозможности расчленения. Это планы Монадической (или духовной), Умственной и физической эволюции.

...

1. Монадическая эволюция, как это указывает наименование, касается роста и развития Монад в еще более высокие фазы деятельности в соединении с:

2. Умственной эволюцией, представленной Манаса-Дхиани (Солнечными Дэвами или Агнишватта Питри), «дателями разума и сознания» человеку, и:

3. Физической, представленной Чайа (тенями) Лунных Питри, вокруг которых Природа оформила настоящее физическое тело. Э

...

Каждая из этих трех систем имеет свои законы и управляется и руководится различными группами высочайших Дхиани или Логосов. Каждая представлена в строении человека, Микрокосме великого Макрокосма. И, именно, связь этих трех течений и делает его тем сложным существом, каким он является сейчас".

Знание, полностью раскрывающее всю троичную сущность Логосов не дано в "Тайной Доктрине", так как это потребовало бы не только много дополнительного места, но и знание тонких аспектов возрождения вселенной и солнечной системы, чего, разумеется, совершенно невозможно ожидать от того, кто только начинает изучать Теософию. Да и к практическому применению Теософии это имеет мало отношения, поэтому из вышеприведенной цитаты акцентируем внимание на том, что Логос был так же назван Дхиани.

Слово Дхиани образовано от санскритского слова "Дхьяна", что означает созерцание без участия активного ума. Таким образом, Дхиани - это те, кто остановили деятельность ума и пребывают в созерцательном, сверхмысленном состоянии. Хотя, наверное, правильнее было бы сказать, что они настолько развили свое сознание, что не нуждаются более в мысли, сковывающей полет разума.

Но если предположить, что термин Логос может быть заменен только термином Дхиани, то это будет опять же неверно. В обоих томах "Тайной Доктрины" можно встретить множество других выражений, под которыми будет подразумеваться Логос. Это Дхиан-Чоханы, Дхиани-Будды, Ади-Будда, Браман, Брама, Ишвара, Авалокитешвара,  Праджапати, Риши, Будды, Бодхисаттвы, Озирис, Кришна, Христос и т.д. 

Надо так же отметить, что используемые термины заимствованы из различных религий и применяются в "Тайной Доктрине" только потому, что их смысл соответствует  эзотерическому учению. Кроме того, они наглядно демонстрируют ту общую суть всех религий, которая остается скрытой за их различными толкованиями.


Вышеуказанные три типа Логосов: Непроявленный Логос, Проявленный Логос и Махат, являются условной классификацией, дифференцирующей Единый Логос для того, чтобы сделать возможным понимание процесса образования Вселенной. Субба Роу - ученый ведантист, оккультист, на авторитетное мнение которого Блаватская неоднократной ссылается в "Тайной Доктрине", в своих лекциях упоминает о нем преимущественно в единственном числе. Но в то же время в лекции посвященной Бхагавад Гите он делает оговорку:

"... не следует предполагать, что Логос есть лишь единственный центр энергии, выявленный Парабраманом. Существуют бесчисленные другие. Число их почти бесконечно в лоне Парабрамана".
 

Это не противоречие. В строгом метафизическом смысле Логос Един, но для удобства понимания он классифицируется на различные группы, каждая из которых обладает своей задачей, областью ответственности и совершенством. В основе классификации могут лежать различные принципы, но все они призваны лишь для того, чтобы сделать метафизическую абстракцию более конкретной. Без этого намеренного искажения действительности, рассуждать об образовании Вселенной, солнечной системы и многих других метафизических вопросах, было бы совершенно невозможно. Об этом хорошо сказано в первом томе "Тайной Доктрины" в отделе XII под названием "Теогония Богов-создателей":

"Так как Логос так же непознаваем для нас, ... то ... Восточный Эзотеризм, ... чтобы ввести Логоса в пределы нашего понимания, облекли отвлеченный синтез в конкретные образы, то есть, в отражения или многообразные аспекты этого Логоса, или Авалокитешвары, Брамы, Ормузда, Озириса, Адама Кадмона, называйте его любым желательным вам именем; аспекты или манвантарические проявления которого суть Дхиан-Чоханы, Элохимы, Дэвы, Амешаспенты и пр."

Чтобы смысл этой цитаты стал еще более понятен изучающему Теософию, надо вспомнить самую первую идею, которую необходимо держать в уме при чтении "Тайной Доктрины". Она выражена в фундаментальном Единстве всего Сущего. Согласно которой Высшие Разумы невозможно представить обособленными индивидуальностями, аналогично тому как мы воспринимаем свою личность. Они раскрыли тайну своего разума, их малое "я" исчезло и погрузилось в Единое Высшее "Я". Они представляют собой Единый Разум, тем не менее сохраняя часть своей индивидуальности. Например, в первом томе "Тайной Доктрины" в отделе X под названием "Элементы и атомы" сказано следующее:

 

"Логос, или проявленное и непроявленное Слово, ... «Это высочайшее сознание», говорят оккультисты, ... ибо это есть совокупность Дхиан-Чоханического Сознания".
 

А в том же томе в отделе XIII под названием "Семь творений":

"Эзотерическая Доктрина учит, что Дхиан-Чоханы являют собою коллектив или совокупность Божественного Разума или Предвечного Ума".

Но не только высочайшие Дхиан-Чоханы являют Единство Божественного Разума, во втором томе "Тайной Доктрины" в главе под названием "Первоначальные ману человечества", дается намек на то, что божества более низших степеней, так же неотделимы от Единого и являются Логосом в своей совокупности. Вот эти слова:

"... в период Космического Покоя ...  Логос спит в Лоне ТОГО, что «не спит» и также никогда не просыпается, ибо оно есть Сат или «Бытийность», не Существо. От ТОГО происходит великий Невидимый Логос, который выявляет всех других Логосов; Первичный Ману, дающий бытие всем другим Ману, которые коллективно эманируют Вселенную и все в ней заключающееся, и в совокупности своей представляют Проявленного Логоса".

Для нас они капли воды, слившиеся в океане в одно Единое целое. Мы знаем, что океан состоит из капель, но не можем их отличить. Солнечный свет состоит из множества отдельных лучей разных диапазонов, превышающих те, что мы можем уловить глазом. Но разве мы можем даже то малое, что улавливается сетчаткой и обрабатывается мозгом, воспринимать иначе нежели Единый поток света? Так же и с Логосом. Он хоть и включает в себя огромное, почти бесконечное, количество высших духовных существ, но все же для нас он Един, ибо их разум не имеет ограничений личностью. Об этом хорошо сказано в первом томе "Тайной Доктрины" в Отделе V под названием "Сокрытое Божество, его символы и глифы":

 

"Итак, мы находим здесь ту же систему, что и в Пуранах, где Непостижимый роняет Семя, которое становится Золотым Яйцом; из этого Яйца рождается Брама. Брама производит Махата и т. д. Тем не менее, истинная Эзотерическая Философия не говорит ни о «сотворении», ни об «эволюции» в смысле, придаваемом этому экзотерическими религиями. Все эти олицетворенные Силы не эволюируют одна из другой, но представляют лишь множество аспектов одного и единого проявления Абсолютного Все".

"Единый во Множестве" или "Один во Множестве" - выражение так же часто встречаемое в "Тайной Доктрине" превосходно описывает суть Логоса. Но так как умом понять это выражение невозможно, даже если посвятить его описанию много времени и места, то оставим это интуиции каждого изучающего Теософию.

Поэтому любая классификация носит условный характер. И нет никакого противоречия в том, будет ли Единый Логос описан как три Логоса, или же подразделен на три, четыре, семь или двенадцать групп, символизированных в двенадцати знаках зодиака. Все это сделано для того, чтобы разум обычного человека, не имеющий возможности постигать сложные метафизические тонкости напрямую, мог зацепиться за условное подразделение и приблизительно верно представил картину возрождения Вселенной, а так же то, какие силы стоят за ее существованием.

Не имея возможности познавать Логос непосредственно, мы можем делать выводы о нем исходя из тех проявлений в Природе, за которыми стоит Разумная Сила, Логос. Сам по себе Логос, будучи Единым со всем Сущим, не может непосредственно оказывать воздействие на окружающий мир, для этого есть посредники - полуразумные силы, способные воздействовать непосредственно на материю физического плана. Таким образом, Логос руководит эволюцией нашей планеты, всех живых существ на ней, в том числе, и человечества. Это достаточно подробно описывается в "Тайной Доктрине", но для подтверждения приведем такие слова из Итога первой части первого тома:

"Тайная доктрина .... признает Логоса или коллективного «Творца» Вселенной, Демиурга, в смысле, употребляемом, когда говорится о «Зодчем», как о «Творце» здания, тогда как этот зодчий никогда и не дотронулся ни до единого камня его, но начертав план, предоставил всю ручную работу каменщикам. В нашем случае, план был дан Представлением (мыслеосновой) Космоса, а строительный труд был предоставлен Множествам Разумных Сил. Но этот Демиург не есть личное Божество – т. е., несовершенный, вне-космический Бог, но лишь совокупность Дхиан-Чоханов и прочих Сил".

Бессознательные силы Природы, на нашем физическом плане выражены в электромагнитном поле, гравитации и прочих силах. Их воздействие затрагивает все аспекты окружающей нас Природы, и выражается в виде ветра, дождя, перемещения земной коры, в законе круговорота воды и во многих других аспектах Природы, без которых жизнь на земле была бы попросту невозможной. Здесь можно отметить обожествление стихий многими религиями, но, к сожалению, все эти боги были очеловечены и представлены как пьющие вино на облаках и наказывающие человечество за разные проступки ужасными катаклизмами . Так Истина была искажена до неузнаваемости. Единое целое - Логос, был не только грубейшим образом разделен на части, но и каждая из его частей была подвергнута унижению до человекообразного состояния.

Логос, будучи "Единым во Множестве" может быть классифицирован так же по своим проявлениям в нашем физическом мире. За каждой из многочисленных земных сил и природных явлений, в том числе, и эволюцией, стоят разумные силы, управляющие вверенной им областью. Без разумного управления Природа осталось бы слепой в своих действиях и ни о какой эволюции не могло бы быть и речи. Не зря все больше становится ученых, которые признают Разумную Силу, стоящую за возникновением жизни на нашей планете. Ни случайность, ни естественный отбор, будучи предоставленные сами себе, не только не раскрывают загадку возникновение такого огромного многообразия живых форм, но и попросту остаются бессильными перед той поражающей взаимосвязью, которая существует между ними. Организм самой простейшей молекулы - это до сих пор неразрешенная загадка. Образование ДНК в результате случайного сочетания входящих в нее компонентов равносильно появлению Британской энциклопедии в результате случайного перемешивания букв на типографии. Без приятия идеи о Разумных Силах, направляющих слепую Природу, никогда эти загадки не будут разрешены.  Об этом хорошо сказано в первом томе "Тайной Доктрины" в Итоге ее первой части:

"Весь порядок Природы свидетельствует о прогрессивном продвижении по направлению к высшей жизни. План намечен в действии самых, казалось бы, слепых сил. Весь процесс эволюции с его бесконечными приспосабливаниями является доказательством этому. Непреложные законы, истребляющие слабые виды для очищения места сильным и тем утверждающие «переживание наиболее приспособленного», хотя и жестоки в их непосредственном действии, тем не менее, все они работают для великого завершения. Самый факт, что эти приспосабливания происходят и, что наиболее приспособленные переживают в борьбе за существование, указывает, что то, что называется «бессознательной Природой», в действительности, есть совокупность сил, которыми орудуют полуразумные существа (Элементалы), направляемые Высокими Планетарными Духами (Дхиан-Чоханами), совокупность которых образует Проявленный Глагол Непроявленного Логоса и составляет одновременно Разум Космоса и его Непреложный Закон".

Высочайшие степени Логоса для человеческого ума находятся на недосягаемой высоте. Все, что доступно для нашей стадии развития, так это пытаться разглядеть, в казалось бы слепой и неконтролируемой материи и энергии, божественное присутствие, истинную Причину, поддерживающую и направляющую ее. Это создатели и охранители нашей планеты, прародители человечества, пребывающие не где-то в заоблачных высях, а своим разумом проникающие каждую частичку материи на нашей планете. Они в движении ветра и в шуме дождя, в росте цветка и в полете птицы, в свете костра и в мерцании светлячка; одним словом, они везде, потому как они Едины со всем Бытием. Единое, кажущееся множеством на физическом плане, предпосылая иллюзию отдельных богов, в сущности своей есть Одно и это Логос - Единый во Множестве.

Закончим эту статью такими словами из второго Тома "Тайной Доктрины" из комментариев к станце 1, шлоке 2:

 

«Потому человек не может знать более высоких Существ, нежели своих собственных Прародителей». «Также он не будет поклоняться им», но он должен познать, каким образом явился он на свет".

 

 

(автор статьи - Семёнов Анатолий)