Главная страница / Основы теософии / Единство всего Сущего

 

II. Изучение Пролога "Тайной Доктрины" Е.П.Блаватской: Божественная мысль.

 

В предыдущей статье были рассмотрены символы, используемые в Прологе "Тайной Доктрины", такие как чистый диск, точка в круге, диаметр и крест в круге. Была приведена цитата из Пролога, в которой говорится, что Вселенская Душа, символизированная площадью круга, является планом, который:

"как бы ни был он еще тускл и туманен, является единственным, доступным человеку, знанием".

Продолжаем рассматривать Пролог. Далее мы видим такие слова:

"На этом плане начинаются проявления Манвантары, ибо в этой ДУШЕ дремлет, во время Пралайи, Божественная Мысль, в которой сокрыт план каждой грядущей Космогонии и Теогонии".
 

Рассмотрим Божественную Мысль в этом выпуске более подробно.

В примечании к вышеприведенной цитате в Прологе Елена Петровна Блаватская делает следующее пояснение:

"Едва ли нужно напоминать читателю, что термин Божественная Мысль, так же как и термин Мировой Разум, не должен быть рассматриваем, даже хотя бы отчасти, как отражающий процесс, сходный с процессом, выявляемым человеком. ... Только те, кто осознают, насколько полет интуиции выше и быстрее медлительных процессов рациональной мысли, могут составить себе бледное представление этой Абсолютной Мудрости, превышающей все понятия Времени и Пространства. Ум, как мы его понимаем, может быть разложен на состояния сознания различной продолжительности, напряженности, сложности и т. д.; и, в заключение, все они будут опираться на чувствование, являющееся опять-таки Майей. Кроме того, чувствование неизбежно предполагает ограничение".
 

Для того, чтобы слегка приоткрыть понимание сверхмысленного состояния, можно привести такой пример. Когда заходим в комнату, то все вещи в ней воспринимаем практически мгновенно. Нет необходимости мысленно проговаривать: стол, окно, стена и т.д., перечисляя все видимые предметы, знание о них молниеносно возникает в уме. Этот процесс происходит непроизвольно и он настолько привычен, что на него никто не обращает внимания, а ведь в этот момент большое количество информации укладывается в голове за очень короткий промежуток времени. Фактически человек получает представление об окружающей обстановке, он запечатлевает ее целиком, хотя и в силу ограниченных возможностей ума, очень многие моменты ускользают от внимания. Если закрыть глаза, то перед внутренним взором можно воссоздать облик комнаты.

Этот пример является лишь приблизительно верным отражением того, как в Божественной Мысли хранится информация не только о Вселенной, но и все ее прошлое, а так же о том какой она должна быть. Правильнее это было бы назвать даже не образом, так как это слово неминуемо будет ассоциироваться со способностью человека хранить в своей памяти различные картины из прошлого, а прообразом. Об этом хорошо сказано в первом томе "Тайной Доктрины" в комментариях на станцу 2, шлоку 6:

"Вселенная не только прошлая, настоящая и будущая ... но Вселенная во всей своей цельности, как Sat (непереводимый термин), Абсолютное Бытие с прошлым и будущим, кристаллизованными в вечном Настоящем, является этою Мыслью."
 

Переставая существовать в объективном виде, все вещи продолжают свое существование в Божественной Мысли. В качестве доказательства этого тезиса можно привести такие слова Елены Блаватской из первого тома "Тайной Доктрины", комментарии к станце 1, шлока 4:

"Вселенная не была проявлена и имела бытие лишь в Божественной Мысли".

Или же в первом томе "Тайной Доктрины", в комментариях к станце 2, шлока 2.:

"Мысль, что вещи могут перестать существовать и все же быть, является основною в Восточной Психологии. В этом очевидном противоречии терминов заключается факт Природы, постичь который умом гораздо важнее, нежели обсуждать слова".

Так как объем информации, сохраняемый в Божественной Мысли, несравнимо превышает тот объем, которые человек может поместить в свой ум, то и проводить параллели между ними более чем нецелесообразно. Если человек, пользуясь малым количеством информации может позволить себе размышлять о ней, анализировать ее, то накладывать то же самое ограничение на Мировой Разум, будет грубым искажением действительности. Об этом говорит и Блаватская в первом томе "Тайной Доктрины" в комментариях на станцу 2, шлоку 6:

«Божественная Мысль» не предпосылает идею Божественного Мыслителя".

Вообще, рассматривая тему Божественной Мысли, Елена Балватская очень много внимания уделила предостережению читателя не проводить параллель со своим разумом, а пользоваться интуицией. Например, в первом томе "Тайной Доктрины" в отделе III под названием " Первичная субстанция и Божественная Мысль", она предупреждает:
 

"...мы одинаково не имеем права, как догматизировать о природе способностей восприятия Ego, скажем на шестом плане, так и отождествлять наши восприятия с восприятиями муравья на его ступени сознания или же ставить их образцом для него".

А в другом месте в том же отделе она пишет:

"Эволюция Бого-понятия идет рука об руку с умственной эволюцией человека. И это настолько верно, что благороднейший идеал, до которого может подняться религиозный дух одного века, покажется лишь грубой карикатурой философскому уму последующей эпохи! Сами философы должны были быть посвящены в мистерии познавания, прежде чем они могли усвоить правильную мысль древних об этом чрезвычайно метафизическом предмете. В противном случае – без такого посвящения – для каждого мыслителя существовала бы граница – «до сей черты и не дальше», начертанная его собственными умственными способностями...  Вне Посвящения крылья современной, религиозной мысли навсегда осуждены остаться подрезанными".

Но что же тогда такое Божественная Мысль? О ней Блаватская пишет следующее:

"Божественную Мысль нельзя ни определить, ни объяснить ее значения иначе, как через бесчисленные проявления Космической Субстанции, в которой мысль эта ощущается духовно теми, кому это доступно. Сказать это, после того как она была определена, как Неведомое Божество, отвлеченное, безличное, бесполое, находящееся в корне каждой Космогонии и ее последующей эволюции, – равносильно тому, что ничего не сказать. Это подобно попытке создать трансцендентальное уравнение условий, имея для определения истинного значения его терминов лишь некоторое количество неизвестных величин".

Смысл этой цитаты заключается в том, что Божественная Мысль, относительно нашего состояния сознания, будет представляться как нечто безличное, отвлеченное. Для нас это Неведомое, Непознаваемое Божество. Оно может дать только импульс к возрождению Вселенной и хранить в себе ее прообраз, но каким же образом тогда Вселенная, проявляясь из Не-Бытия, воссоздает свой облик в строгом соответствии с прообразом хранящимся в Божественной Мысли? Абсолютное, Непознаваемое, хоть и пребывает в каждой мельчайшей частичке материи, но не может принимать участие в процессе образования Вселенной. Об этом хорошо сказано во втором томе "Тайной Доктрине" в комментариях к станце 6, шлоке 23:

 

Божественная Мысль проникает "все бесчисленные, действенные, творческие Силы или «Создателей», Сущности которых движимы и существуют посредством, через и в этой Божественной Мысли; причем последняя имеет настолько же мало личного интереса к ним или же к их творениям, как и Солнце по отношению к подсолнуху и его семенам, или вообще к растительности. Существование подобных деятельных «Создателей» известно и в них верят, ибо они видимы и ощутимы Внутренним Человеком в оккультисте. ...  Создатели подобны многочисленным лучам солнечного шара, который остается вне осознания или вне заботы об этой работе, тогда как его пособники – агенты, лучи, становятся посредствующими орудиями ... Это настолько хорошо понималось в древности, что даже умеренно религиозный Аристотель заметил, что подобный труд непосредственного творения совершенно не приличествовал бы Богу . Платон и другие философы учили тому же: божество не может приложить свою руку к творению».
 

"Тайная Доктрина" утверждается, что вместе с первичной Космической Субстанцией, импульс к выявлению которой поступает непосредственно из Божественной Мысли,  происходит и "пробуждение" первых разумных существ. По отношению к человечеству они высочайшие Божества, но по отношению к Абсолютному Совершенству, они стоят на ступеньке ниже и, обладая возможностью воздействовать на первичную Космическую Субстанцию, они организуют ее в строгом соответствии с планом хранящимся в Божественной Мысли. От них в свою очередь так же происходит импульс к образованию материи более низшего плана, где "пробуждаются" для активной жизни разумные существа еще более низшей ступени, и так далее, вплоть до образования нашего физического мира.

Несмотря на то, что мы не можем постигать Божественную Мысль напрямую, мы все же можем обнаружить в себе ее отражение. Об этом сказано в "Тайной Доктрине", в комментариях к станце 1, шлока 7.

 

"Желание сознательной жизни выявляется во всем, от атома до солнца, и есть отражение Божественной Мысли, устремленной к объективному существованию, к закону, чтобы Вселенная существовала. Согласно Эзотерическому Учению, истинная причина этого предполагаемого желания, так же как и всего существования, останется навсегда скрытой, и ее первые эманации являются самыми совершенными абстракциями, которые только может представить себе ум".
 

В человеке желание жить и его неизменная составляющая - страх, заложены в очень тонких слоях ума. Подчинить их себе может только тот, кто поднялся над уровнем грубого ума и полностью овладел его тонкими проявлениями. Здесь можно вспомнить совет, который дал Кришна Арджуне на поле Курукушетра, не бояться своего врага, смело идти в бой. Но этого можно было достичь только если полностью, сосредоточить свой ум на Высшем Божественном принципе, погрузившись в свое высшее "Я".  В буддизме так же есть практики, где ученик должен побороть свой страх. Он медитирует ночью на кладбище, ему являются разные ужасного вида духи, которых он не должен испугаться. Только когда он полностью подчинит себе малейшие проявления страха, он достигает просветления. Все эти методы основаны на одном и том же знании об истинном источнике желания сознательной жизни.

Возвращаясь к теме Божественной Мысли необходимо упомянуть, что нельзя сказать однозначно, к чему может быть применен этот термин. Будет ли рассматриваться возрождение планеты, нашей солнечной системы или же всей Вселенной, в каждом конкретном случае, будет свой Мировой Разум, сохраняющий в себе прообраз будущих миров или Вселенной. Естественно, уровень Божественной Мысли, в каждом конкретном случае, будет отличаться. Но несмотря на это для нас он  Непостижимым, Недосягаемым Совершенством, к чему бы он ни применялся.

В качестве примера можно привести такие слова из первого тома "Тайной Доктрины" отдела III под названием " Первичная субстанция и Божественная Мысль":

"...весь Космос возник из Божественной Мысли. Эта мысль оплодотворяет Материю, совечную с Единою Реальностью; и все, что живет и дышит, эволюционирует из излучений Единого, Неизменного Парабрамана-Мулапракрити, Вечного Единого Корня".

Здесь речь идет о возрождении Вселенной. Но, например, в этом же томе "Тайной Доктрины" в комментариях на станцу 3 шлоку 7, мы читаем:

"Махат именуется Владыкою в Первичном Творении и в этом смысле он есть Всемирное Познание или Божественная Мысль".

Как известно каждому, кто хоть немного изучал теософию, Махат является далеко не высшим божеством и это не противоречие. 

Под Божественной Мыслью нельзя понимать нечто, конкретное, однозначное или, что еще хуже, некое Божество, это опять же символ, который предпосылает сохранение прообраза некоего объекта на протяжении пралайи, в соответствии с которым он будет затем воссоздан заново, но что это за объект, Вселенная ли или наша крошечная планета, должно быть оставлено для интуиции изучающего. Общая схема выявления во всех случаях остается  неизменной.

 

(автор статьи - Семёнов Анатолий)