Главная страница / Основы теософии / Единство всего Сущего

 

V. Изучение Пролога "Тайной Доктрины" Е.П.Блаватской: АБСОЛЮТ.

 

В предыдущих статьях много внимания было уделено Логосу и его связи с человечеством. Но так как сам Логос есть следствие Абсолюта, то этот выпуск посвятим Абсолюту.

В Прологе первого тома "Тайной Доктрины" много внимания посвящено данной теме. Перед тем как читатель начнет изучать станцы и комментарии к ним, необходимо, чтобы в уме уже было сформировано верное понимание относительно источника мироздания. Тема, безусловно, очень сложная, поэтому, чтобы понять о чем идет речь, необходимо, насколько это возможно, подключить интуицию.

На протяжении тысячелетий загадка появления Вселенной являлась предметом споров многих философов Востока. Каждая религия по своему пыталась ее решить. Христианские богословы утверждают, что мир был создан Богом из ничего, и в этом они видят мощь и величие Господа. Некоторые мыслители, еще в ранние века существования христианства, указывали на нелогичность подобного утверждения и оспаривали его, предполагая вечное существование первичной материи из которой Бог мог бы творить миры, но эта идея отбрасывалась отцами церкви, как унижающая роль Творца в глазах верующих. Например, епископ Феофил Антихийский, живший во втором веке нашей эры, почитающийся церковью как святой, отвечал на эту критику такими словами:

"Если Бог безначален и материя безначальна, то Бог не есть уже творец всего, <…> и не остается единовластительство Божие, <…> Что великого, если Бог создал мир из подлежащей материи? И человек-художник, если получит от кого вещество, делает из него, что захочет. Могущество же Бога обнаруживается в том, что Он из ничего творит что хочет,".

И в этом его утверждении можно увидеть, как логика была отброшена в сторону ради возвеличивания своего Бога.

Долгое время ученые пытались доказать возможность создания вещей из ничего, но все их попытки оказались безуспешными. Это побудило отказаться от подобной гипотезы и признать, что в основе существования любого явления или предмета, в нашем мире, должна лежать материальная причина. Другими словами, ничто не может возникнуть из ничего.  Таким образом, ученые вновь открыли для себя то, что тысячелетия назад уже хорошо было  известно мудрецам востока, а именно, что любое следствие является результатом причины, находящейся на нашем физическом или на более тонком плане. При этом возникает вопрос, если в основе существования какого-либо предмета или явления находится некая причина, то, в свою очередь, не имеет ли она так же причину своего существования, а та свою и так далее, пока ум не потеряется в бесконечной череде причин и следствий?

Этот вопрос волновал умы Мудрецов Востока на протяжении многих лет, и здесь можно выделить два ответа, но оба они сходятся в одном - нет, такого быть не может. Одни Мудрецы, с  помощью философии и логики доказывали, что должно существовать нечто, что являясь причиной существования Вселенной, существует вечно и не имеет причины своего существования. Эта Беспричинная Причина была названа Абсолютом - источником всего Бытия. Другие же Мудрецы утверждали, что сама Вселенная вечна и ее никто не создавал. В то время как первые объясняли развитие мира от Беспричинной Причины, вторые отказывались обсуждать этот вопрос. Но никто из них не признавал бесконечное количество стадий развития Вселенной, эту гипотезу они отвергали как нелогичную. И в качестве тезиса выдвигали идею, что если бы наш мир являлся результатом бесконечной череды причин и следствий, то это потребовало бы бесконечное количество времени для его образования. Другими словами, наш мир никогда бы не образовался. Бесконечность по отношению к образованию Вселенной они называли дурной.

Теософия утверждает, что те мыслители, которые полагали начало всего Мироздания от Беспричинной Причины,  были ближе к Истине. Дух и материя не создаются и не исчезают, они существуют и существовали всегда. Периодически выявляясь из Абсолюта и вновь растворяясь в нем, переходя в особую форму существования единства друг с другом, о котором современный человек не может сложить ни малейшего представления. Об этом же говорится и в "Тайной Доктрине" в отделе X под названием "Элементы и атомы":

"Современная точная наука, как только она начала выходить из детского возраста, познала великую, и для нее, до того времени, эзотерическую аксиому, что ничто, будь-то в духовном, психическом или физическом царстве Бытия, не могло произойти из ничего. Не существует причины в проявленной Вселенной без соответствующих ей следствий в Пространстве или же во Времени; также не может быть следствия без его первичной причины, которая сама обязана своим существованием еще более высокой причине. Конечная и абсолютная Причина навсегда должна остаться для человека непостижимой и беспричинной Причиною. Но даже это не есть решение вопроса и должно быть рассматриваемо лишь с высшей философской и метафизической точки зрения, иначе лучше не касаться этого вопроса. Это абстракция, на пределе которой человеческий разум, как бы ни был он искушен в метафизических тонкостях, – содрогается и изнемогает".


Вечным может быть только то, что не имеет рождения, соответственно, только оно может не бояться смерти. Все же остальное, как бы ни было оно высокодуховно и божественно - временно. Это правило относится как к Логосу, так и к мельчайшей былинке. И если время существования последней очень непродолжительно, то высочайший Логос исчисляет свое существование огромным промежутком времени, по завершении которого он так же вынужден будет растворится в Абсолюте.  Бесконечность и вечность взаимно дополняют друг друга, одно не может существовать без другого. Все же остальное, как бы совершенно оно ни было, все же конечно и ограничено, как в пространстве так и во времени. 

То, что существует, существовало и будет существовать всегда, не имея причины в своей основе - это есть Беспричинная Причина, Абсолют; среди ведантистов он известен как Парабраман. Эта высшая ступень совершенства скрытая даже от высочайших Божественных Иерархий. Это начало и конец нашего эволюционного цикла. Вселенная, со всем тем огромным количеством живых существ, периодически выявляется из него и в нем же растворяется. Она не умирает и не возникает заново, но меняет форму своего существования. Период активного проявления сменяется периодом покоя. Не было начала и не будет конца этой вечной смене циклов. В качестве дополнительных пояснений приведем цитату из первого тома "Тайной Доктрины" из комментариев к станце 3, шлоке 7:

"Если изучающий запомнит, что существует лишь Единый Всемирный Элемент, бесконечный, не рожденный и не умирающий и что все остальное – в феноменальном мире – является лишь бесчисленными и многообразными, дифференцированными аспектами и преображениями (ныне их называют корреляциями) этого Единого, от макрокосмических до микрокосмических следствий по нисходящей скале, от сверхчеловеческих вплоть до человеческих и суб-человеческих существ, короче говоря, совокупности объективного существования, то первая и главная трудность исчезнет и Оккультная Космология может быть усвоена".

Так одна из аксиом восточной мудрости гласит: "Бесконечное не может иметь отношение к конечному ". Если бы это было иначе, то подобное взаимоотношение между бесконечным и конечным потребовало бы наличие соответствующих свойств у Абсолюта, с помощью которых он мог бы проявить себя как нечто конечное и ограниченное. А свойства, в свою очередь, сразу же поставили бы перед мыслителем вопрос об их происхождении и о том, что же является причиной их возникновения. "Тайная Доктрина" утверждает, что проявление Вселенной происходит на всем протяжении бесконечного пространства, а ее становление такой, какой мы ее знаем, происходит благодаря работе огромного количества Строителей, Божественных Иерархий всех уровней. Противоречие относительно того каким образом бесконечный Абсолют выявляет Бытие снимается. 

Именно на этом факте основано отрицание в Теософии личностного Бога-Творца, как того требуют теологи. Они описывают его, с одной стороны как бесконечный и вечный принцип, источник Бытия, а с другой стороны наделяют качествами присущими обычному человеку. Это явное философское противоречие, к сожалению, очень редко смущает умы последователей этой религии. А утверждение, что подобный Бог обладает властью создавать что-то из ничего и вовсе делает такую идею бессмысленной. Подобные заявления держатся исключительно на слепой вере, пресекающей всякую попытку размышления. Восточная философия отрицает подобного Бога, потому как бесконечное не может проявить себя как нечто, обладающие какими-либо характеристиками или свойствами.

 

По этому поводу уместно было бы привести следующие слова из Пролога первого тома "Тайной Доктрины":
 

"Потому, когда пантеисты повторяют Упанишады, которые утверждают, как и «Тайная Доктрина», что «ЭТО» не может создавать, они не отрицают Создателя или, вернее, коллективную совокупность создателей; они просто отказываются, и очень логично приписать «создание» и, в особенности, образование – нечто законченное – Бесконечному Принципу."

Однако, несмотря на то, что Абсолют не имеет ни свойств, ни качеств, он не отделен от Вселенной. Все окружающие нас вещи являются неотъемлемой частью бесконечности, а, следовательно, неотделимы от Абсолюта.  Если представить, что-либо вне бесконечности, то это означает, что бесконечность уже не является бесконечной. Поэтому и говорится, что Абсолют проникает каждую частичку материи, пребывает в каждом разуме, на какой бы ступени развития тот не находился. Источник не отделим от своего творения. Эта идея принимается в Теософии как аксиома, и благодаря ей превосходно объясняется как развитие вселенной, так и эволюция развития всех живых существ. В доказательство этих слов приведем такую строчку из Пролога первого тома "Тайной Доктрины":

"Таким образом, первая основная аксиома Тайной Доктрины есть это метафизическое Единое Абсолютное БЫТИЕ".

 Будучи скрытым и Непостижимым для ума обычного человека, Беспричинная Причина,ускользает от его понимания и весь Космогенез представляется как результат деятельности различных богов - Строителей. Кто знаком с азами оккультной науки, утверждающей Единство разума, воспринимает всю совокупность строителей как единого Логоса.  И лишь только посвященные во всем кажущемся многообразии почитают Единый Абсолют - постичь который может лишь только тот, кто достиг вершины эволюции. Все упоминаемые ранее Божества, какого бы совершенства они ни достигли, не могут его познать, потому как их эволюционный цикл еще не закончен. Об этом хорошо сказано во втором томе "Тайной Доктрины"  в комментариях к станце 1, шлоке 2:

 

"Итак, в духовном смысле существует лишь единое Абсолютное Упадхи [Основа], от которого и в котором слагаются для манвантарных целей бесчисленные основные центры, где совершаются мировые, цикловые и индивидуальные Эволюции на протяжении периода деятельности.
Вдохновляющие Разумы, оживотворяющие эти различные Центры Бытия, именуются людьми, за пределами Великой Горной Цепи, без всякого разбора, как Ману, Риши, Питри, Праджапати и так далее; и как Дхиани-Будды, Чоханы, Мелха [Боги Огня], Бодхисаттвы и другие живущими по сю сторону. Истинно – невежественные называют их Богами; непосвященные ученые – Единым Богом; Мудрые же, Посвященные, почитают в них лишь Манвантарные проявления ТОГО, что ни наши Создатели [Дхиан-Чоханы], ни их твари не только не могут обсуждать, но даже что-либо знать. АБСОЛЮТ не может быть определен, и ни один смертный или бессмертный никогда не видел и не постигал его на протяжении периодов Существования. Изменяемое не может знать Неизменяемое, так же как не может то, что живет, постичь Абсолютную Жизнь».

Понимание Абсолюта - один из важнейших вопросов, которому "Тайная Доктрина" уделяет много внимания. Будучи непостижимым даже для высочайших Небесных Иерархий его невозможно описать, используя ограниченный человеческий язык.  Не зря понимание Абсолюта является первым фундаментальным принципом, установленным "Тайной Доктриной" в Прологе:

 

"I. Вездесущий, Вечный, Беспредельный и Непреложный ПРИНЦИП, о котором никакие рассуждения невозможны, ибо он превышает мощь человеческого познания и может быть лишь умален человеческими выражениями и уподоблениями. Он вне предела и достижения мысли и, согласно словам Mndkya – «Немыслим и Несказуем».
Чтобы яснее представить читателю эти идеи, пусть он начнет с предположения, что существует лишь Единая, Абсолютная Действительность, которая предшествует всему проявленному и условному Сущему. Эта Бесконечная и Вечная Причина, туманно формулированная в «Бессознательном» и в «Непознаваемом» современной европейской философии, является «Бескорним Корнем» всего, что было, есть, или когда-либо будет». Она, конечно лишена всяких атрибутов и по существу не имеет никакого отношения к проявленному конечному Сущему. Это скорее Бытийность, чем Бытие – Сат по санскритски и превышает мышление и рассуждение".

Из этих цитат становится вполне очевидно, что Абсолют, будучи непостижимым для человеческого ума, может быть выражен только через отрицание всех тех качеств, которыми наш ограниченный ум будет пытаться его наградить. Именно поэтому для описания этого непостижимого состояния очень часто употребляется термин "Не-Бытие". И делается оговорка, что "Не-Бытие" является "Абсолютным Бытием", а сознание в этом состоянии называется - "Абсолютным сознанием". 

Уместно здесь привести цитату из первого тома "Тайной Доктрины", из комментариев к станце 1, шлоке 7:

 

"Представление «Вечного Не-Бытия», которое есть «Единое Бытие», покажется парадоксом каждому, кто не помнит, что мы ограничиваем наши мысли о Бытии нашим настоящим сознанием Существования, делая его специфическим термином вместо универсального. ... В нашем случае Единое Бытие является нуменом всех нуменов, долженствующих, как мы это знаем, лежать в основании феноменов и снабжать их тою тенью реальности, которую они имеют, но для постижения которой мы не имеем, сейчас, ни надлежащих чувств, ни познавательных способностей. ... Только Посвященный, обогащенный знанием, приобретенным бесчисленными поколениями его предшественников, направляет «Глаз Дангмы» в сущность вещей, на которую никакая Майя не может влиять".

Как утверждает "Тайная Доктрина", несмотря на то, что путь к конечному совершенству хоть и является в нашем представлении бесконечно долгим и трудным, все же наступит тот момент, когда все мы сольемся в Одно Единое целое, обладая при этом Абсолютным Сознанием. Вся эволюция во Вселенной ведет к этому. И пусть сейчас мы невообразимо далеки от конечной цели, перед которой даже величайший Логос преклоняется в своем неведении, но все-равно этот момент наступит. Об этом хорошо сказано в  первом томе "Тайной Доктрины", в комментариях к станце 1, шлоке 9:

"Человек, будучи не в состоянии оформить ни одного представления иначе, как в терминах эмпирических феноменов, лишен возможности, в силу самого строения своего существа, приподнять покров, окутывающий величие Абсолюта. Лишь освобожденный Дух может слабо постичь природу источника, откуда он произошел и куда он должен, в конце концов, вернуться. Если даже высочайший Дхиан-Коган может только преклониться в неведении перед страшной Тайной Абсолютного Бытия".

Здесь необходимо отметить, что в соответствии с законом циклов, период существования Вселенной чередуется с ее растворением в Абсолюте. Этой бесконечной смене периодов жизни и так называемой "смерти" нет начала и не будет конца. Во время Пралайи, когда Вселенная погружается в состояние Абсолютного Единства, все живые существа так же обретают состояние Абсолютного Сознания. Но отличие между тем, кто достиг этого состояния в результате собственных усилий от того, кто достиг этого состояния в результате смены циклов - огромно. Первый будет во всей полноте осознавать свою Абсолютную природу, тогда как для второго - это состояние будет похоже на сон без сновидений.

Каждую ночь, во время сна, мы поднимаемся в высокие духовные области, но будучи бессознательными на этом плане, мы не можем воспользоваться ими и не становимся от этого совершеннее. Так же и с Абсолютом, слияние с которым будет достигнуто в результате смены циклов. Только личные достижения высших планов имеют ценность. Тогда и осознанность, именуемая иначе Парамартха, не будет потеряна. Об этом хорошо сказано в первом томе "Тайной Доктрины" в комментариях к станце 2, шлоке 1.

"«Паранишпанна» следует запомнить есть ... Абсолют, следовательно, тоже, что и Паранирвана. ... Это состояние, приводящее к правильной оценке полного значения Не-Бытия, которое, как уже объяснено, является Абсолютным Бытием. Рано или поздно, но все, что сейчас кажуще существует, будет пребывать, воистину и действительно, в состоянии Паранишпанны. Но существует огромная разница между сознательным и бессознательным Бытием. Состояние Паранишпанны без Парамартха, ... не есть блаженство, но лишь потухание (замирание) на протяжении Семи Вечностей. Так железный шар, помещенный под сжигающими лучами солнца, будет прокален насквозь, но не ощутит или не оценит их тепло, тогда как человек почувствует всю силу их. Лишь – «ясным умом, не затемненным Личностью, и накоплением заслуг многочисленными Существованиями, посвященными Бытию во всей его совокупности (вся живущая и сознательная Вселенная)», человек освобождается от личного существования и, погружаясь и становясь воедино с Абсолютом, продолжает существовать в полном обладании Парамартха".
 

Но если сказать, что при достижении Абсолюта эволюция заканчивается, то это будет неверным. Весь цикл эволюции повториться заново. Монада вновь пустится в странствие, чтобы пройдя грандиозный круг эволюции через все царства природы стать человеческой, а затем вновь достичь состояния Абсолютного ВСЕГО, но уже обладая еще большим совершенством. В чем заключается это совершенство сказать совершенно не представляется возможным. Любая попытка будет жалкой. Поэтому, принимая во внимание факт дальнейшего совершенства, мы вынуждены остановиться на Абсолюте - как на единственном фундаменте, являющимся одновременно и конечной целью, относительно которой мы можем выстраивать все свое представление о Вселенной, ее развитии и о тех законах, которые ею управляют. Это Источник всего Бытия, слить с которым свой Дух - это единственная задача, которая может быть обсуждаема человечеством.
В подтверждении этих слов приведем такую цитату из первого тома "Тайной Доктрины" из комментариев к станце 1, шлоке 6:

 


"Паранирвана абсолютна, однако, лишь в относительном смысле, ибо должна быть оставлена возможность для дальнейшего абсолютного совершенствования, в соответствии с высшим уровнем превосходства следующего периода деятельности – именно, как совершенный цветок должен перестать существовать как прекрасный цветок, чтобы вырасти в совершенный плод, если только подобный способ выражения допустим"

 

(автор статьи - Семёнов Анатолий)