[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Учение Теософии » Изучение "Тайной Доктрины" том 1 » Пролог
Пролог
Семенов_АнатолийДата: Вторник, 17.01.2017, 11:37 | Сообщение # 1
Подполковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 108
Репутация: 1
Статус: Оффлайн
1

Пролог
(Proem)
Страницы из доисторического рекорда


Архаический манускрипт – коллекция пальмовых листов, приведенных особым, неизвестным науке, способом в состояние непроницаемости для воды, огня и воздуха – лежит перед глазами пишущей эти строки.
На первой странице изображен чистый, белый Диск на черном фоне. На следующей странице тот же Диск, но с Точкою в центре. Первый, как это известно изучающему оккультную науку, представляет Космос в Вечности перед новым пробуждением еще дремлющей Энергии, эманации Вселенной в последующих системах. Точка, в до сих пор незапятнанном круге, – Пространство и Вечность в состоянии Пралайи – указывает на зарю дифференциации. Эта Точка в Мировом Яйце есть Зародыш внутри его, который разовьется во Вселенную, во все Сущее, в беспредельный, периодический Космос; Зародыш, являющийся, периодически и поочередно, то скрытым, то действенным. Единый Круг есть Божественное Единство, откуда все исходит и куда все возвращается; его окружность – вынужденно относительный символ в силу ограниченности человеческого ума – предпосылает отвлеченное, вечно-непознаваемое ПРИСУТСТВИЕ, а его площадь Вселенскую Душу, хотя оба они едины. Тем, что лишь площадь Диска белая, вся же окружающая плоскость черная, ясно указывается, что этот план, как бы ни был он еще тускл и туманен, является единственным, доступным человеку, знанием. На этом плане начинаются проявления Манвантары, ибо в этой ДУШЕ дремлет, во время Пралайи, Божественная Мысль[1], в которой сокрыт план каждой грядущей Космогонии и Теогонии.

[1] Едва ли нужно напоминать читателю, что термин Божественная Мысль, так же как и термин Мировой Разум, не должен быть рассматриваем, даже хотя бы отчасти, как отражающий процесс, сходный с процессом, выявляемым человеком. «Бессознательное», согласно фон Гартману, достигло обширного творческого или, вернее, эволюционного плана, «посредством ясновидящей мудрости, превышающей всякое сознание», что на языке Веданты означало бы Абсолютную Мудрость. Только те, кто осознают, насколько полет интуиции выше и быстрее медлительных процессов рациональной мысли, могут составить себе бледное представление этой Абсолютной Мудрости, превышающей все понятия Времени и Пространства. Ум, как мы его понимаем, может быть разложен на состояния сознания различной продолжительности, напряженности, сложности и т. д.; и, в заключение, все они будут опираться на чувствование, являющееся опять_таки Майей. Кроме того, чувствование неизбежно предполагает ограничение. Личный Бог ортодоксального Теизма думает и чувствует; он раскаивается и испытывает «яростный гнев». Но представление подобных умственных состояний ясно вовлекает в немыслимое предположение о привхождении возбудительных стимулов извне, не говоря уже о невозможности приписывать неизменяемость существу, чувства которого колеблются с событиями в мирах, над которыми он главенствует. Таким образом, представление Личного Бога как неизменного и бесконечного, является антипсихологичным и, что еще хуже, антифилософским.


"..долг каждого человека, способного на лишенное эгоизма побуждение, сделать что-либо хотя бы самое малое для Общего Блага".
 
omnisciencepanarinДата: Среда, 18.01.2017, 13:47 | Сообщение # 2
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 4
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
С самогоначала Блаватская знакомит читателя с одной из самых главных доктрин
оккультизма – законом периодичности, согласно которому наша Вселенная, и
следовательно, всё, что в ней есть, может существовать в двух видах:
проявленном и скрытом. Эти две фазы сменяют друг друга в той же правильной
последовательности, что и день с ночью в течение суток, отчего они и получили
свои аллегорические наименования «Дня и Ночи Брамы».
В своих
комментариях Блаватская пишет об:
…абсолютнойвсемирности этого закона периодичности, прилива и отлива, нарастания и убыли,
усмотренного и рекордированного физической наукой во всех отделах Природы.
Чередование Дня и Ночи, Жизни и Смерти, Сна и Бодрствования является таким
общеизвестным, таким абсолютно всемирным и без исключения фактом, что легко
понять, что в нем мы видим один из наиболее абсолютных Законов Вселенной.
  [1],т. 1, с. 73.
Этот закон действительно
«рекордирован физической наукой во всех отделах Природы» и обозначен в физике
понятием колебания. И, должензаметить, теория колебаний и волн разобрала его гораздо глубже, нежели
оккультные науки (по крайней мере та их часть, что нам доступна), ибо в физике
известные нам виды колебаний (будь то механические, как звук, или
электромагнитные) рассматриваются посредством математической модели как
колебания переменной величины с течением времени по закону синуса.
Эта самая
модель упомянута мною с той целью, что она могла бы дать нам возможность лучше
понять принцип действия закона периодичности, о котором сейчас идёт речь (и
который Блаватская, если я не ошибаюсь, называла «Великим Космическим Дыханием»
- тоже, видимо, намёк на правильное чередование вдоха и выдоха).
Моё
предположение о том, что процесс постоянного чередования Дня и Ночи Брамы
полностью тождественен с колебательным процессом традиционной физики
подтверждается тем, что длительность Дня Брамы, как это нам известно из курса
Тайной Доктрины, в точности совпадает с продолжительностью Ночи («…Так, Пралайа в своей продолжительностиравняется Манвантаре, или Ночь Брамы равна его Дню.  [1], т. 1, с.323)
   Задумайтесь, с чего бы это вдруг? Уж не потомули, что они являются половинами периода одного колебания?
Для
религиозных целей почитания Абсолюта эта деталь не имеет никакого значения,
ведь верующим, насколько я понял Блаватскую, в некоторых системах даже не
разрешалось рассуждать на тему состояния Вселенной во время Пралайи (Ночи
Брамы), а при таком подходе не всё ли равно, сколько эта Пралайа длится?
Но того, кто
стремится понять причины существования этого загадочного периода
бездеятельности Вселенной, во время которого ничего из вещей не существует, это
обстоятельство должно интриговать. Кстати, сама Блаватская невольно
предпосылает это сравнение закона чередования с колебательным процессом,
употребляя такие термины, как «восходящаяи нисходящая дуга эволюции». Ибо всё это может быть расценено, как попыткапередачи идеи способом геометрических построений – в физике эту идею
периодичности тоже выражают посредством восходящих и нисходящих дуг, образующих
в совокупности синусоиду, график гармонического колебания.
Итак, пойдём
дальше. Следующим нашим шагом будет выяснение обстоятельств ещё одной
чрезвычайно важной доктрины оккультной философии – это существование т. н.  невидимыхмиров.
По моим
собственным наблюдениям только малая часть «Тайной Доктрины» Блаватской, равно
как и других её публикаций,  посвящена
описанию нашей физической реальности, (которая, кстати сказать, для большинства
из нас является единственно осознаваемой), 
- всё больше внимания уделено тонким, невидимым субстанциям. И это
необходимо принимать к сведению всем, кто идёт её путями. А в случае с
вышеизложенным отрывком из пролога к ТД1 речь идёт вообще о вершине
метафизической абстракции, недосягаемой даже для самой Блаватской (по её
собственным признаниям).
  И каким
же образом, спрашивается, читатель, не будучи оккультистом, способен понять
ультимативное нуменальное состояние вселенской материи во время Пралайи, если
даже более близкие к нам по материальности планы бытия (астральный, ментальный)
известны многим из нас лишь понаслышке?
Но не стоит
отчаиваться – выход есть. Если мы способны представить себе такие вещи, как
неограниченное стремление переменной к бесконечности; если наш «западный»
интеллект сумел разработать теорию дифференциальных уравнений и описать с их
помощью практически все физические явления нашего материального мира, то что
мешает нам шагнуть за грань «невидимого»?  
Обратимся
сперва к свидетельству Анни Безант, чьи труды, должно быть, также известны
изучающим теософию:
 «Физическаяматерия может пребывать в семи отличных друг от друга состояниях, и в каждом из
них она имеет огромное множество различных вариаций, хотя всем им и свойственны
некоторые объединяющие их признаки. Вот эти состояния: твердое, жидкое,
газообразное и эфирное, причем последнее, в свою очередь, делится на четыре
различных состояния, столь же отличных друг от друга, как, например, жидкости
отличаются от твердых и газообразных веществ.

Таковы эти семь состояний физическойматерии, любая часть которой способна переходить в любое из этих состояний,
хотя при нормальной температуре и нормальном давлении (как мы их сами условно
определили) каждое вещество пребывает в том или ином определенном и
относительно устойчивом состоянии. Так, например, золото обычно твердое, вода —
жидкая, а тот же хлор, как правило, газообразный»
 . [2].
Эфирное
состояние, упомянутое в цитате, соответствует плазменному в физике. Оно для нас интересно тем, что осуществляетпостепенный переход от физической материи к тонко-субстанциональной, и, как
следствие, невидимой глазу.
Здесь следует
обратить внимание на то, что различия между разными видами вещества невидимого
(в данном случае эфирного) основано именно на степени плотности и свойствах
пластичности, и причём также, как и отличия между разными агрегатными
состояниями обычного вещества. Это – ключ. И с его помощью можно понять всё
остальное.
Блаватская
пишет по этому поводу:
«…представим себе известную нам физическуюматерию последовательно в различных состояниях: в твёрдом, жидком, газообразном
и, наконец, эфирном состоянии; допуская процесс дальнейшего перехода материи в
ещё более тонкие состояния, - а не допустить это было бы нелогичным, - мы
получим сверхфизическое состояние материи, которое будет естественным
продолжением физической материи; это сверхфизическое состояние материи образует
невидимый астральный мир. Астральная материя несравненно тоньше и подвижнее физической,
имеет четыре измерения и подчиняется иным законам, но сохраняет четыре
состояния различной плотности, аналогичные твердому, жидкому, газообразному и
эфирному состояниям физической материи; продолжая ту же дифференциацию и с
астральным атомом, приводя его в более и более тонкое состояние, мы получим тем
же путём новое состояние материи, новый мир, который представляет собой
продолжение астрального и носит в учениях Теософии название ментального мира.
Таким образом, без всякого скачка, естественно и постепенно, совершается
переход от известного нам физического мира в высшие области невидимых миров.

И не следует представлять себе, что эти«невидимые миры» начинаются где-то вдали от физического мира: они здесь, около
нас, и только наша грубая невосприимчивость отделяет нас от них, и притом более
действенно, чем это могли бы сделать миллионы вёрст в пространстве»,
  [3]с. 5-6.
Теперь нам
осталось ещё вспомнить, что Тайная Доктрина предпосылает возможность деления
вещества до бесконечности, не ограничиваясь, как это делает наука, некими
«неделимыми частицами» - будь то атомы химических элементов или даже
элементарные частицы квантовой физики. Поэтому после ментального плана,
двигаясь в направлении от грубой материальности к духовности, теософия
описывает ещё три т. н. «Высших Принципа» - Манас,Будхи и Атма
Проследив с
помощью её же (Блаватской) публикаций то, как человек сначала сбрасывает с себя
своё физическое тело (этот процесс у нас, как известно, называется «смертью»),
затем астральное и т. д. до тех пор пока не останется лишь его «Истинное Я»,
Атма, мы должны будем обратиться к «Отступлению» между 4 и 5 стихами Станцы VI в первом томе «Тайной
Доктрины». Там мы узнаём, что после непродолжительного «отдыха» В Дэвачане
человеческая Монада снова отправляется в путь к грубой материальности, обрастая
всё более и более плотными покровами, пока наконец она не достигнет низшей
точки – физического плана, где образует себе хорошо знакомое нам физическое
тело. Один круг (одна жизнь) сделан, и начался следующий.
Вышеизложенный
процесс можно для удобства именовать «перевоплощением». Так вот, процессу
цикличного перевоплощения, как мы узнаём из курса Тайной Доктрины, подвержены
не только люди, животные, растения, но также и планеты, которые тоже, как
оказалось, имеют своих эфирных и астральных двойников. И, следовательно, для
планет и их систем тоже однажды настаёт время Пралайи, когда растворяются все
их грубые оболочки, и они становятся одним общим с недифференцированным
пространством -  с последующим
пробуждением их для нового круга перевоплощений.
Ну и теперь
дело за малым – нам осталось лишь представить себе, что подобный цикл
перевоплощений есть и у всей Вселенной, и своё повествование Блаватская
начинает как раз с того момента, когда предыдущий цикл уже закончился, а
будущий ещё только вот-вот начнётся. Поэтому Вселенная как бы не существует, ей
ещё предстоит развиться путём бесчисленной серии космических процессов в то,
что мы сейчас подразумеваем под космосом в астрофизическом смысле этого слова. О
чём, собственно, и повествует, весь первый том, названный «Космогенезисом».
И нет
сомнений в том, что своею регулярностью эти чередования противоположных фаз (в
случае с космосом это существование исостояние не-бытия) обязаны именнонепреложному закону гармонического колебания – тому же самому закону, по
которому потенциальная энергия упруго-деформированной пружины превращается в
кинетическую при движении груза и наоборот (пример механического маятника,
известного нам из курса физики).
Так
становится понятным, почему за Пралайей обязательно начнётся Манвантара, а за
ней – снова Пралайа, и так бесконечно. Закон причинно-следственных связей
работает по кругу, как маятник
 Таким образом, обнаружилось, что для того,
чтобы понять смысл пролога к Тайной Доктрине, читатель уже изначально должен
знать все её главные положения! Поэтому неудивительно, что Блаватскую довольно
часто упрекают за бессистемность. Представляю, какого ещё большего успеха достигла
бы «Тайная Доктрина», если бы этот нюанс был бы в своё время учтён.
Спасибо за
внимание!
 
 
  • Тайная Доктрина. Блаватская Е. П.  
  • Человек и его тела. Безант А.
  • Человек и его видимый и невидимый состав. Блаватская Е. П.  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
  •  
    Семенов_АнатолийДата: Четверг, 19.01.2017, 07:16 | Сообщение # 3
    Подполковник
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 108
    Репутация: 1
    Статус: Оффлайн
    Ваше мнение очень интересное. Согласен, что в приведенных символах отражен циклический закон чередования существования миров с их разрушением, когда они из области проявленное переходят в область субъективного существования в Божественной мысли. Это действительно условно можно сравнить с гармонических колебаниями при чем с шагом в огромное количество лет.

    Кстати идея о бесконечной делимости атома была подробно рассмотрена буддийской школой читтаматрой, но их вывод был несколько иным, а именно, что материя иллюзорна и весь мир является проявлением разума. Он создан разумом, поддерживается им и им же и разрушается. То есть материя пуста от самобытия и наше представление о ней иллюзия. Правда другая буддийская философская школа мадхъямика доказала, что и разум пуст от самобытия, тем самым очень тесно сблизившись с адвайтой и ее утверждением о том, что все иллюзия, реален только Брахман, но он непознаваем. Ну это я вам так для интереса, о существовании альтернативной точки зрения, вдруг вы не знали о ней.

    Что касается моего понимания выделенного абзаца, то хотелось бы сказать, что уже с самых первых строк необходимо вместе с интеллектом подключать и свою интуицию. Эти символы (чистый диск и точка в круге) универсальны и могут быть применены к множеству процессов, в данном случае они применены к возрождению вселенной после пралайи. Чистый диск подразумевает отсутствие чего бы то ни было, но в то же время это не нигелизм. Мы не видим воду растворенную в воздухе и наш непосредственный опыт не в состоянии убедить нас в ее присутствии, но из курса физики, а так же зная основы строения веществ мы знаем, что вода в воздухе присутствует. Так же и с чистым диском, хоть он и ничего не отражает на своей плоскости, но, зная основы теософии ( или восточных религий) мы можем интуитивно ощущать присутствие в этом состоянии некоей разумной силы, которая хранит в себе образ предыдущей вселенной названной божественной мыслью. При этом в сноске дается уточнение, что этот термин выбран не случайно. Неверным будет пытаться провести аналогию с человеческой мыслью и человеческим разумом, между ним бездна больше чем между разумом человека и полевой ромашки. Мощи и сила разума хранящего в себе образ о предыдущей вселенной неизмеримо больше человеческого.

    Второй символ ( точка в круге) так же не может быть принят буквально как некая точка в пространстве, в которой и с которой началось возрождение вселенной, аналогично теории большого взрыва - самой популярной теории образования вселенной в физике. Эта точка центр которой везде, а окружность нигде и об этом дальше будет сказано. Выявление вселенной начинается не в отдельно выбранной точке, а на всем протяжении пространства. Точка лишь символ отражающий этот процесс и означающий первую дифференциацию, первое проявление материи их духовной субстанции, все еще очень близкой к состоянию Единства, поэтому ее невозможно символизировать никакой другой фигурой, кроме как точкой. Но занимаемая ей площадь равнялась площади всего бесконечного пространства и это есть утроба, которой происходило зарождение будущих миров.

    Таково мое мнение и если нет вопросов, то продолжим дальше.


    "..долг каждого человека, способного на лишенное эгоизма побуждение, сделать что-либо хотя бы самое малое для Общего Блага".
     
    Семенов_АнатолийДата: Пятница, 20.01.2017, 07:06 | Сообщение # 4
    Подполковник
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 108
    Репутация: 1
    Статус: Оффлайн
    2

    Это есть ЕДИНАЯ ЖИЗНЬ, вечная, невидимая и, в то же время, вездесущая, без начала и конца, но периодичная в своих регулярных проявлениях, между которыми царствует мрак тайны Не-Бытия; несознательное, вместе с тем Абсолютное Сознание, непостижимая, тем не менее, единая самосущая Реальность; истинно, «Хаос для чувств, Космос для разума». На эзотерическом языке ее единое абсолютное свойство, вечно непрекращающееся Движение, называется «Великим Дыханием[2]», и является непрестанным движением Вселенной в смысле беспредельного, вечносущего Пространства. То, что лишено движения не может быть Божественным. Но фактически и в действительности нет ничего абсолютно неподвижного во Вселенской Душе.
    Почти за пять веков до Р. Хр. Левкипп, учитель Демокрита, утверждал, что Пространство от Вечности наполнено атомами, побуждаемыми непрестанным движением, которое по истечении соответствующего времени, по мере их скопления, порождало вращательное движение, производя в силу взаимных столкновений боковые движения. Эпикур и Лукреций учили той же доктрине, добавляя к боковому движению атомов идею сродства, что есть оккультное учение.
    С изначала человеческого наследия, с самого первого появления строителей планеты, на которой живет человек, сокрытое Божество признавалось и рассматривалось лишь в его философ ском аспекте Всемирного Движения, трепета творческого Дыхания в Природе. Оккультизм суммирует Единое Сущее так: «Божество есть сокровенный, живой (или движущийся) Огонь, и вечные свидетели этому невидимому Присутствию – Свет, Тепло и Влага; эта троица вмещает в себе все и является причиной всех феноменов в Природе[3]». Интра-космическое движение вечно и непрерывно; космическое движение, видимое или то, которое подлежит познаванию, конечно и периодично. Как вечная отвлеченность, оно есть Вечно-Сущее; как проявление, оно – конечно, как в грядущем направлении, так и в прошлом, будучи Альфой и Омегой последовательных перестроений. Космос-Нумен не имеет касания к причинным соотношениям феноменального Мира. Только по отношению к интра-космической Душе, к идеальному Космосу в непреложной Божественной Мысли, можем мы сказать: «Не имело начала и не будет иметь конца». Что же касается его тела или космической организации, хотя нельзя сказать, что оно имело первое или же будет когда-либо иметь последнее построение, все же, при каждой новой Манвантаре, его построение может быть рассматриваемо, как первое и последнее в своем роде, ибо каждый раз его эволюция происходит на более высоком плане.

    [2] Платон выказывает себя, истинно, Посвященным, говоря в «Cratylus », что «θεός» производится от «θέειν» двигаться, бегать, ибо первые астрономы, наблюдавшие движения небесных тел, называли планеты «θεοί»  богами. Позднее это слово произвело другой термин «άλήθεια»  Дыхание Бога.

    [3] Номиналисты, возражая Берклею, что «невозможно представить себе абстрактную идею движения отдельно от движущегося тела («Principles of Human Knowledge » введение, пар. 10), могут поставить вопрос: «Каково это тело, производящее это движение? Есть ли это сущность? Тогда вы верите в личного Бога? и т. д. На это ответ будет дан в дальнейшей части этого труда. Пока же мы претендуем на наши права концепционалистов, как противников материалистических взглядов Росселини, относительно Реализма и Номинализма. „Открыла ли наука“, говорит один из ее наиболее талантливых защитников, Эдуард Клодд, „что_либо, что ослабляет или противополагается древним словам, в которых дана сущность всех прошлых, настоящих и будущих религий: «поступать справедливо, любить милосердие и предстоять в смирении перед своим Богом?“. И мы соглашаемся с ним под условием, что под словом Бог, мы поймем не грубый антропоморфизм, все еще являющийся основанием нашей настоящей теологии, но символическое представление того, что есть Жизнь и Движение Вселенной; знать это в физическом порядке, значит знать время прошлое, настоящее и грядущее в существовании последовательности феноменов; знать это в порядке моральном, значит познать, что было, есть и будет в пределах человеческого сознания. (Cм. «Science and the Emotions », речь, произнесенная (South_Place ) Лондон  Finsbury , Дек. 27.  1885 г.).


    "..долг каждого человека, способного на лишенное эгоизма побуждение, сделать что-либо хотя бы самое малое для Общего Блага".
     
    Семенов_АнатолийДата: Суббота, 21.01.2017, 21:44 | Сообщение # 5
    Подполковник
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 108
    Репутация: 1
    Статус: Оффлайн
    Жизнь очень часто символизируется движением или дыханием. Сама по себе жизнь невидима и не ощутима, поэтому является для нас непозаваема и там где она есть, то там всегда присутствует так же и движение. Мы знаем, что в природе нет ничего абсолютно неподвижного поэтому можем с уверенностью утверждать, что жизнь пронизывает всю вселенную, почему о ней и говорится как о Единой, а не как о чем-то локальном. Другими словами движение - это проявление жизни.
    Наука отрицает наличие жизни в минеральной материи, но согласно теософии это не так. Что касается остальных трех царств: растительного, животного и человеческого, то мы можем подтвердить вышесказанное, жизнь и движение всегда существуют вместе, одно неотделимо от другого. И пусть мы не видим саму жизнь, но все же наблюдая движение ( в какой бы форме оно не выражалось) мы можем сказать, что там есть жизнь.Жизнь вездесуща и вечна. Если бы она была не вечна, то это означало бы, что она каждый раз возникала бы, словно птица феникс из пепла. А это, в свою очередь, означало бы, что живое происходит из неживого, или что еще глупее - из ничего. Но так как подобные явления никогда не были зафиксированы в окружающем нас мире, то, используя закон аналогии, можно с уверенностью сказать, что принцип Жизни существовал, существует и будет существовать всегда. Только то, в чем есть жизнь, может дать рождение другому живому существу. Но что тогда может дать рождение самой Жизни? Ничего, потому, что она вечна.

    Еще один сложный для понимания вопрос, который потребует максимально задействовать интуицию у изучающего "Тайную Доктрину" это выражение  "Не-Бытие; несознательное, вместе с тем Абсолютное Сознание". Это противоречие не может быть вмещено рациональным умом, потому, что оно под собой подразумевает, на мой взгляд, такое состояние сознания, которое выше любого нашего представления о нем. Если мы уберем все те характеристики, которыми мы наделяем наше сознание, то вынуждены будем признать, что это состояние совершенной бессознательности ( так как в нем не будет ничего от нашего представлении о сознании), но это  то и будет Абсолютное сознание. То, что в "Тайной Доктрине" называется Не-Бытием или Не-сознанием, в философской школе буддизма Мадхьямика называется пустотностью, а в Адвайте Брахманом или Парабрахманом. Ознакомиться с их философией советую каждому, иначе легко можно впасть либо в нигилизм, либо реализм. В первом случае будет полное отрицание чего-бы то ни было, а в втором - Не-бытие будет восприниматься как особая форма бытия, имеющая параллель с нашим бытием.

    Следующим моментом на который бы хотелось обратить внимание, является то, что Божественные силы (сокрытые или как у Платона проявленные) всегда ассоциировались с движением, в частности с движением небесных тел. Одной из загадок современной науки является вращательное движение у планет. Теория большого взрыва не объясняет ее и нет никаких гипотез, которые могли бы удовлетворить пытливый ум науки. Какая сила придала планетам вращательное движение - огромная загадка. Участие божественных сил при возрождении вселенной после пралайи может это объяснить, но так как доказать невозможно, то и наука вряд ли прислушается к данному аргументу.

    Что касается Интра-космического и космического движения, то здесь, как мне кажется, хорошим примером будет движение материальных предметов и атомов, из которых это тело образовано. Мы можем познать только движение какого-либо материального тела, но вращение атомов различить не в силах. Предмет может нам казаться неподвижным, но на самом деле движение в нем ни на долю секунды не останавливалось. Так и космическое движение мы можем наблюдать, оно находится в плоскости нашего опыта и размышлений, но Интра-космическое мы различить не в силах. Оно является причиной космического движения, но само не касается мира форм. Это то Движение, которое не исчезает даже во время Пралайи, и благодаря ему вселенная вновь выявляется для очередной Манвантары.


    "..долг каждого человека, способного на лишенное эгоизма побуждение, сделать что-либо хотя бы самое малое для Общего Блага".
     
    Форум » Учение Теософии » Изучение "Тайной Доктрины" том 1 » Пролог
    • Страница 1 из 1
    • 1
    Поиск: