[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Практическая Теософия » Братство Человечества » Альтруизм и сострадание
Альтруизм и сострадание
Семенов_АнатолийДата: Вторник, 01.11.2016, 15:53 | Сообщение # 1
Подполковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 108
Репутация: 1
Статус: Оффлайн
Теософское общество создавалось как филантропическая организация, ставящая перед собой цель помочь человечеству жить, более счастливой жизнью, облегчить страдания. Поэтому альтруизм и сострадание для теософа не должно быть пустым звуком. Получение знания исключительно ради себя самого делает человека духовным банкротом, развивает эгоизм вместо того, чтобы устранять его.

Но можно ли это качество принимать как совершенно необходимое для всех теософов без исключения? Хотелось бы ответить да, но жизнь показывает, что это было бы невозможным требованием для определенного круга лиц.

Не все способны принимать сострадание как необходимое качество жизни. В силу разных причин есть люди которые не способны проникнуться идеей милосердия, они воспринимают его как ненужный элемент в процессе духовного совершенствования. Причины подобного уровня мышления могут быть самыми разными, может быть это из-за частых унижений в детстве, пережитых предательств и обманов, разочаровании в людях и т. д. Для них недопустима сама мысль о сострадании всему человечеству, ведь оно включает в себя и обидчиков.

Такие люди, как правило не плохие, они вполне доброжелательные и не будут желать зла, но опыт прошлого и неумение прощать обиды не дают им по настоящему открыть свое сердце для сострадания. Поэтому настаивать и тем более упрекать такого типа людей в том, что раз они теософы то просто обязаны обладать состраданием, бессмыслено и в чем-то даже жестоко. Им надо постепено расти духовно, чтобы естественным образом устранить в себе все препятствия для развития сострадания и альтруизма. Главное, чтобы они не зациклились исключительно на интеллектуальном знании, которое неспособно ни на что иное, как сделать сердце черствым и себялюбивым


"..долг каждого человека, способного на лишенное эгоизма побуждение, сделать что-либо хотя бы самое малое для Общего Блага".
 
Семенов_АнатолийДата: Понедельник, 23.01.2017, 22:54 | Сообщение # 2
Подполковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 108
Репутация: 1
Статус: Оффлайн
Тем кто признает важность и необходимость развития в себе таких качеств как альтруизм и сострадание, а таких все же большинство, могут и должны их в себе развивать. Это не только ускорит их духовный рост, но и принесет много пользы для окружающих.
Но, в процессе развития этих двух качеств, человек может столкнуться с двумя проблемами. Одна из этих проблем будет связана с альтруизмом, другая с состраданием. Они взаимосвязаны, поэтому и подход к ним должен быть комплексным.

Рассмотрим сострадание.
Сострадание является основой для альтруизма. Если это качество не развито, то, следовательно, любая помощь кому бы то ни было будет идти не от сердца, а от разума. Как правило, в этом случае, от своего поступка человек ищет выгоду для себя. Внешне альтруистичный поступок на самом деле будет проявлением эгоизма. Мир полон таким "состраданием" и польза от него весьма условная, а в отдельных случаях ничего кроме вреда такие поступки не приносят.

Методы развития сострадания очень хорошо разобраны в буддизме. Они основаны на двух положениях, но учению теософии не противоречит только одна из них. В нем говорится, что если мысленно перенести страдания другого человека на себя, постараться прочувствовать все, что он переживает, то это поможет развить сострадание. Наша жизнь преподносит множество таких историй, ни дня не проходит, чтобы в новостях не написали о чьих-то бедах, но большинство людей стараются не принимать чужую боль близко к сердцу, желая поскорее забыть об этом. В результате жизнь ничему не учит. 
Другим способом развития сострадания в буддизме является практика тонглен. Она так же основана на принятии чужих страданий на себя, но если выше описанный способ является аналитической медитацией, то это уже однонаправленная медитация. Ее суть заключается в сосредоточения на вдохе и выдохе, при чем при вдохе необходимо представлять, что боль и страдание всех людей поглощаются внутрь,  затем дыхание задерживается - в этот момент надо представить,  что страдания людей очищаются, и на выдохе возвращается миру все, что было поглащено, но очищенное, наполненное добротой, любовью и состраданием. 

Теософия предлагает другой метод - осознание своего единства со всем человечеством. Он основан на понимании природы своего высшего "Я". Это своего рода джняна-йога и если следовать ей то можно достичь очень высоких результатов. Но процесс распознавания Единой природы всех живых существ и всего бытия не простой. Он потребует достаточных интеллектуальных особенностей и интуиции. Здесь очень хорошо может помочь изучение восточной философии, в частности адвайты, мадхъямики, работ Платона и Плотина и т.д. Иначе идею Единства всего Сущего легко можно понять неправильно, прийти к неверным выводам и получить, соответственно, неправильные результаты. Вместо сострадания может развиться нечто в равной мере уникальное и бесполезное для духовного роста.

Проблема связанная с состраданием возникнет когда появятся первые успехи. Много красивых слов говорят об этом качестве, возвышенных, эмоциональных, но они же выдают что человек выражающийся высокопарно мало сам понимает какая это тяжелая ноша!  Легко расуждать о чьем-то сострадании, но тяжело его иметь в себе.  Боль мира проникает в каждый уголок души и она не покидает ни на секунду.  В будизме это хорошо осознается, поэтому развитие сострадания используется как мощный стимул для того, чтобы порвать с мирской жизнью и встать на путь ведущий к обретению состоянию будды, так как только став буддой можно наиболее эффективно помочь миру. 
И здесь теософ окажется перед выбором,  с одной стороны он не сможет больше жить обычной жизнью, как слуга не может служить двум господам (о чем так же предупреждала Блаватская), а с другой стороны монашество это не путь теософа. 
Сострадание всегда будет искать выход  ей надо будет реализовать себя, принести хоть какую-то пользу, и здесь очень важно не впасть в крайность  и не наломать дров.  Медвежью услугу оказать легко, исправить все потом гораздо сложнее.
Для начала надо найти то срединое положение, когда сострадание не оказывает очень сильное влияние.  Его необходимо сдерживать. В буддизме есть хорошая фраза, как раз подходящая для тех, кто остается среди людей. Эта фраза - забота о других. В своей основе она так же опирается на сострадание, но в несколько меньшей степени. Забота о других позволит совместить теософию с обычной жизнью. А дальше необходимо переходить к практической стороне сострадания - альтруизму.  Но и тут не все так просто как кажется. Оказывать помощь, приносить благо это целая наука, имеющая как свою теорию, так и практику. Здесь очень много подводных камней, поэтому, перед теи как стать альтруистом необходимо все тщательно взвесить


"..долг каждого человека, способного на лишенное эгоизма побуждение, сделать что-либо хотя бы самое малое для Общего Блага".
 
Семенов_АнатолийДата: Среда, 25.01.2017, 18:15 | Сообщение # 3
Подполковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 108
Репутация: 1
Статус: Оффлайн
Проблема связанная с альтруизмом заключается в умении отличить правильные поступки от неправильных. Только действие делает человека по настоящему альтруистом. Сострадание не нуждается в действии, можно сидеть на одном месте и сострадать, но суть альтруизма заключена именно в деятельности направленной на благо кого либо.Нельзя быть альтруистом, который ничего не делает. Но неправильные поступки могут принести куда больше вреда чем пользы,  поэтому так важно уметь распознавать в каком случае  будет польза от помощи, а в каком лучше воздержаться и, тем самым, принести пользу. Все люди разные, поэтому в одной и той же ситуации им не всегда полезен будет один и тот же подход. 

Неоднозначность практического применения альтруизма, невозможность использования какого-либо шаблона хорошо понималось во всех религиях, поэтому они никогда не позиционирование себя как филантропические структуры, хотя и часто делали много хорошего для страдающих и больных, их представлении о помощи, как правило, воспринималось в виде передачи знания. В целом религии считают, что каждый должен помочь себе сам, обретя право на царствие божие, достижние Нирваны, Самадхи или просто заслужив хорошее перерождение. Поэтому для них самое главное знание, знающий как избавится от страданий и желающий это сделать станет свободным от всех страданий. Поэтому помощь на физическом плане - это лишь устранение временных проблем, которые влекут за собой очередные проблемы, и так пока этот круг не будет разорван.

Для начала рассмотрим, что такое неправильный альтруизм. 
Разумеется помогать всем подряд, без разбора, по одной только просьбе, будет неправильно. Необходимо обращать внимание и пытаться понять, что движет просящим, действительно ли он не может сделать и получить, что-то сам, или же он просто не хочет, потому и пошел по линии наименьшего сопротивления. Если стали свидетелем какой-нибудь ситуации, то, по возможности, ее надо как можно тщательнее проанализировать, сделать выводы и решить поступок какого рода принесет максимальную пользу. Иногда отказать в помощи будет полезнее чем её оказать, но не всегда.Бросаться помогать очертя голову и совершенно не думая о последствиях будет неправильным альтруизмом. 

В качестве примера здесь можно привести одну притчу, когда сын спрашивает у матери надо ли ему помогать другим людям, на что та отвечает - да, конечно.
- Но что тогда будут делать другие люди - не унимался мальчик.
- Они будут помогать другим - отвечала мама.
- Тогда все мы будем заняты чужимы проблемами, в чем же помощь?

Каждый должен уметь решать свои проблемы сам, не надо ни за кого их решать. Но если видишь, что кому-то действительно нужна помощь, тогда долг теософа оказать ее. Но как научиться распознавать и отличать одно от другого...? Да, пожалуй, никак. Только на основании собственного опыта, анализа и интуиции можно научиться отличать полезную помощь от фиктивной или даже вредной. Грань тонка, мы видим только следствия, но не видим причины. 

Что касается помощи через передачу знаний, то и тут возможности весьма ограничены. Хотя этот метод помощи является самым безопасным и самым действенным, но передать знание против воли невозможно, а желающих узнать очень мало. Кроме того, одного знания мало, паралельно с теорией необходимо передавать умение как надо применять это знание в жизнь. И опять же необходимо учитывать особенности и наклонности человека. Вообщем и тут не все так просто как кажется, далеко не каждый способен на такой вид помощи. 

Учитывая все вышесказанное, можно прийти к выводу, что возможностей для проявления альтруизма на физическом плане весьма ограничены. Слишком много субъективных факторов, кроме того не всегда возможно быть уверенным в том, что конечный результат будет именно таким как запланировали.  Большая зависимость от случаев, позволяющих проявить альтруизм, делает его непостоянным. Согласитесь не каждый день возникают ситуации когда мы можем кому-нибудь помочь. Между двумя событиями могут пройти месяцы. Поэтому  можно сказать, что альтруизм на физическом плане может носить только вспомогательный, но не основной характер. 
При этом я нисколько не хочу умалить его значение и важность. Помогать надо, но основная альтруистическая деятельность, все же должна идти на другом плане.


"..долг каждого человека, способного на лишенное эгоизма побуждение, сделать что-либо хотя бы самое малое для Общего Блага".
 
Семенов_АнатолийДата: Вторник, 31.01.2017, 07:15 | Сообщение # 4
Подполковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 108
Репутация: 1
Статус: Оффлайн
Чтобы ответить на вопрос на каком же плане теософу следует сосредоточить свою альтруистом деятельность, можно привести одну цитату из статьи Блаватской " О первоначальной программе теософского общества":

"Чтобы не осталось места для превратных толкований, членам Теософического Общества следует напомнить о том, как оно появилось в 1875 г. Будучи послана в США в 1873 г. с целью организации группы работников на психическом плане, позже я получила указания от своего Учителя и Наставника образовать ядро регулярного общества..."

Психический план - есть та область, которая доступна каждому в любой момент времени. Он имеет такие же точки соприкосновения между одним человеком и всем человечеством как и на физическом плане, и даже больше, потому, что расстояния на психическом плане уже не играют такой роли. В отличии от физического плана, где альтруизм практически всегда будет направлен к конкретному человеку, на психическом плане альтруизм носит безличностный характер, он принадлежит всем.

Взаимоотношения между людьми не ограничиваются нашим плотными телами, в своих статьях Блаватская не раз упоминала о магнетической, кармической взаимосвязь между людьми, а так же о том как наши мысли влияют на окружающих. К сожалению, мы не в состоянии наблюдать эти влияния, и даже не можем их ощутить, потому, что как только попадаем под внешнее воздействие, с этого же мгновения мы воспринимаем уже его как продукт своего ума, не осознавая его истинной причины. Поэтому каждый считает, что не было никакого влияния извне, но это заблуждение не так сложно изменить.

Чтобы понять на сколько наши мысли могут влиять на окружающих можно воспользоваться одним несложныи упражнением суть которого заключается в отслеживании своих мыслей. Для этого надо сесть в тихое место и сосредоточится на мыслях, не прогонять их и не удерживать. Через некоторое время можно будет заметить, что не все мысли являются нашими, многие приходят со стороны. Если сответствия нет, то они уходят быстро, но если вдруг найдут за что зацепится то мысль может крутится долго,  пока ее не прогонишь силой воли.

Имея подтверждение взаимного влияния на уровне мысли, что мешает допустить взаимное влияние своим магнетизмом? Здесь интересен факт, что если некоторое время пристально смотреть на какого-то человека, то в некоторых случаях этот человек сможет ощутить некоторый дискомфорт. Разве это не есть проявление магнетизма?До сих пор неизвестно каким образом собаки находят человека. Теорий много, но ни одна до конца не может объяснить этот странный феномен.У каждого человека иногда возникают неожиданная смена эмоций или настроения, которую он тут же приписывает деятельности своего ума, но по аналогии с мыслями  так ли это на самом деле - большой вопрос.
 Тот кто читал книгу "Письма Махатм Синнетту" знают как тяжело было Кут Хуми находится среди своих соотечественников, наполненных низшими эмоциями. Как тяжела была атмосфера наполненная их  эманациями, что при первой же возможности он поспешил уехать. Согласно его слов так же как существует физический запах от тела, так же от человека исходит либо нравственный аромат, либо зловоние. Мы не ощущаем этого, потому и пренебрегаем, хотя постоянно испытываем воздействие от других людей, но настолько к этому привыкли, что перестали замечать. Чтобы убедится в том насколько мы подвержены влиянию со стороны окружающих, достаточно уехать на природу и побыть там некоторое времяв одиночестве. Изменения не заставят себя ждать, очень скоро внутрение ощущения станут совершено иными, более спокойными, легкими. Этого никогда не повторить в городе даже если закрыть все окна и двери в своей квартире и сидеть одному, ни с кем не общаясь. Почему же так происходит, как это еще обьяснить как не окружающим магнетизмом, качественно разным в городе и на природе. 

Кроме того нравственное и духовное развитие открывает доступ к нашему сознанию со стороны высшего Я. У некоторых людей эта связь очень слабая, есть люди у которых она оборвалась почти полностью, такие люди духовно мертвы, они словно ходячие мертвецы. Чем крепче проявляется высшее Я в человеке, тем чище и совершеннее он становится. Мы не можем оказывать помощь на уровне нашего высшего Я, потому, что оно обладает божественной природой, оно совершенно и в помощи не нуждается.  Однако контролируя и подчиняя воле низшую природу мы становимся проводником божественного света высшего Я в наш мир. Отсюда и некоторые феноменальные способности, описанные а Раджа-йоге у Патанджали. В частности когда человек утверждается в каком-нибудь благом качестве, то он пробуждает эти же качества в других людях, или становится обладателем других  необычных способностей. Так в присутствии утвердившегося в непричинении вреда прекращается всякая вражда в других. На чем основана эта способность как не на магнетизме?  Откуда сила как не из высшего Я? 
Например, все из тех же писем Махатма мы знаем, что Кут Хуми часто посещал страны, где происходили какие-либо военные действия или же была возможность возникновения природного катаклизма, для того, чтобы уменьшить негативные следствия от этих событий. Опять же как он мог это делать, как не своим магнетизм, ведь из учения теософии мы так же знаем о магнетической связи не только между людьми, но и освязи между магнетизмом человека и окружающей природой.

Если все вышесказанное верно, то  становится понятными и те высокие требования, которые предъявляют к оккультисту.  Ему ни при каких обстоятельствах нельзя позволить низшей природе одержать над собой верх, так как это оборвет связь с высшим Я. Это не только пресечет поток духовного света из мира божественного в наш мир, но и, так как его воля будет уже на порядок сильнее воли обычного человека,  то и вред от его несдержанность будет гораздо больше, чем если бы та же самая эмоция или дурная мысль, родилась в уме обычного человека.  И кармические последствия для оккультиста должны быть пропорционально значительнее.
Поэтому столько предупреждений о сложности оккультизма и о том насколько этот путь может быть опасен. Отсюда и высокие требования к ученику, предостережения, проверка скрытых сторон его характера. Если для теософа альтруизм носит относительный характер, то для оккультист он должен быть абсолютизирован до максимально возможного предела. Подобно джайнизм, буддистам и истинным христианам он не имеет права поднять руку даже для своей защиты, если это способно принести боль.

Советы по изучению свойств магнетизма были даны Махатмой Кут Хуми в его переписки с Синнеттом. Ему так же принадлежат следующие слова:

"Объедините вокруг себя нескольких решительных мужчин и женщин и производите опыты по месмеризму• и обычным, так называемым духовным, феноменам. Если вы будете действовать в соответствии с предписанными методами, вы наверняка в конце концов добьетесь результатов. Кроме этого, я сделаю все, что могу, и... кто знает! Сильная воля созидает, а симпатия привлекает даже Адептов, чьи законы противоречат их общению с непосвященными. Если хотите, я пришлю вам очерк, объясняющий, почему для успешных достижений в оккультных науках в Европе более чем где-либо необходимо Всеобщее Братство, то есть «родство» сильных магнетических, но все же различных энергий и полярностей, сконцентрированных вокруг одной доминирующей идеи. То, чего не может достичь один, объединенные могут достигнуть."

Смысл этих слов в письме не раскрыт, поэтому остается только догадываться, что хотел сказать автор. Но, полагаю, что мой взгляд на магнетизм и возможность его применения в альтруистических целях, не противоречат, а лишь подтверждают эти слова.


"..долг каждого человека, способного на лишенное эгоизма побуждение, сделать что-либо хотя бы самое малое для Общего Блага".
 
Форум » Практическая Теософия » Братство Человечества » Альтруизм и сострадание
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: